В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Предисловие от автора Назад
Предисловие от автора
Лет двадцать тому назад (из сорока, отданных кино) я вдруг выяснил, что ничего не умею писать, кроме сценариев.

Правда, я писал иногда и даже печатал небольшие рассказики. А тут я задумал написать большое прозаическое произведение - роман. Однако, уже где-то на восьмидесятой странице я понял, что: всё равно пишу сценарий - разве что эпизоды в нём чуть длиннее и диалогов чуть побольше, и что сюжет стремительно катится к концу. [...]

Я привык мыслить примерно 80-ти страничным сценарным форматом, и с этим уже нельзя было справиться.

И хотя я писал прозой - прозаическая форма, как выяснилось, всего лишь декоративно прикрывала сценарную конструкцию: экспозиция, завязка, развитие действия, момент последнего торможения, кульминация, финал. А они в сценарии имеют строго определённые пропорции. [...]

Чем больше в романе авторской личности - тем лучше, в кино же сценарист вообще не должен быть виден за событиями и героями. [...] В кино сценарист должен "умереть" не только в актёре, но и в режиссёре, в операторе, художнике, звукооператоре, композиторе, осветителе и даже в киномеханике, который показывает кино. [...]

сценарист пишет быстро, и не только потому, что кинопроизводство диктует сроки. Он боится растерять атмосферу, настрой, стиль сценария. Пишет как бы на "едином духу", потому что будущий зритель должен будет просмотреть фильм тоже единым духом - не сходя с места и от начала до конца. Так же сценарий должен и читаться - легко, внятно и зримо являя читателю стоящий за ним фильм. Даже его ритм. [...]

Приятно, конечно, изначально писать сценарий в прозаической форме. С подробными описаниями мест действия, милыми бытовыми деталями, с глубинным подтекстом, даже с мыслями героев и собственными эмоциональными всхлипами - сыграть их нельзя, зато - подсказка актёрам и режиссёру.

Мне нравится этот процесс, и я к нему порой, но в виде внутреннего подарка себе, возвращаюсь. [...]

...все красоты литературно написанного сценария, увы, как правило, испаряются при съёмке фильма - в фильме сценарист представлен только сюжетом, героями и диалогами.

Это и есть та "несгораемая" часть сценария, которая остаётся в картине.

Но, может быть, в степени этой несгораемости и есть истинная красота сценария, как особого жанра литературы? [...]

ВАЛУЦКИЙ Владимир. Предисловие от автора // Валуцкий В. Первая встреча, последняя встреча [киносценарии и статьи]. СПб. 2008
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=145

Док. 627045
Перв. публик.: 25.05.08
Последн. ред.: 25.05.10
Число обращений: 0

  • Валуцкий Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``