В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Варлей // Актеры советского кино Назад
Наталья Варлей // Актеры советского кино
Шел фильм "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" режиссера Леонида Гайдая. С экрана звучала веселая задорная песенка о белых медведях.

Где-то на белом свете, Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи, О земную ось...

Ее пела молодая девушка спортивного вида, шагая по горной тропинке. Песня сливалась с образом девушки и с личностью самой исполнительницы, в которой было столько жизнерадостности и энергии, заразительного веселья и задушевности, что каждому зрителю в отдельности казалось, что песенка поется именно для него. Девушка пела и тогда, когда легко вспрыгивала на большой камень и лихо плясала на нем. Дело, конечно, было не только в удачной песне. В молодой девушке зрители узнавали свою современницу, добрую знакомую. Она привлекала торжеством молодости, заинтересованным отношением к жизни.

Этот дар "покорять с первого взгляда" обнаружила молодая дебютантка в кино Наталья Варлей.

Она сыграла в "Кавказской пленнице" студентку, комсомолку, спортсменку Нину. Она же в фильме была "украденной невестой". Фильм имел большой успех. На киностудию "Мосфильм" посыпались письма с вопросами о Наташе Варлей: кто она? откуда?

Нет, она не собиралась быть киноактрисой. Закончив детскую спортивную школу, Н. Варлей поступила в Московское училище циркового и эстрадного искусства, хотя родители и были категорически против. В семнадцать лет, после окончания циркового училища, Н. Варлей два года работала в цирке, гастролировала по разным городам Советского Союза, выступала в Саратове, Волгограде, Горьком, Киеве...

Для фильма ее "нашли" в Одессе, где в это время гастролировал Московский цирк. Под самым куполом цирка, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Это был оригинальный гимнастико-музыкальный номер.

Выбор постановщика "Кавказской пленницы" был не случаен. Ведь героине этой эксцентрической комедии требовалось по сюжету ловко спускаться по веревке с гор, прыгать с высоты в стремительный холодный речной поток, вести с бешеной скоростью машину, спасаясь от преследователей, и даже выбрасываться из окна. Все эти трюковые номера оказались под силу воздушной эквилибристке Наталье Варлей. Правда, и для нее в особо рискованных случаях готовились дублеры. Но все они были решительно отвергнуты актрисой.

Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. Когда Н. Варлей появилась на съемочной площадке, то она растерялась. Ей явно не хватало актерского профессионального умения.

Переход из одного состояния в другое актрисе давался чрезвычайно трудно. Недостаток опыта вселял в душу сомнения: справится ли она с ролью?

"Труднее всего для меня, - признавалась Варлей, - это игровые сцены в фильме. Хотя в цирковом училище мы и занимались уроками актерского мастерства, все равно мне порой было очень трудно передать переживания моей героини". В игровых сценах актрисе приходилось кропотливо и долго работать над каждым, даже самым маленьким куском роли.

"Она ничего не умела делать в кино, - вспоминает Л. Гайдай, - но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине".

Эксцентрическая комедия "Кавказская пленница", в которой была рассказана история похищения невесты, высмеивала отсталые формы быта. Но не только. Фильм бил по чванству, демагогии, политической трескотне, самодурству, покоящемуся на безнаказанности. "Развлекая - поучать" - такова была творческая установка режиссера. "Мы хотели, - говорит Л. Гайдай, - не только принести веселое оживление в зрительный зал. Главная задача комедии - использовать могучее оружие смеха против дурного, отживающего, мешающего поступательному движению вперед".

Зритель весело смеется и испытывает явное удовлетворение, когда Нина устраивает погром на даче Саахова, когда она опрокидывает поднос, уставленный яствами, на парадный костюм "жениха". Дух захватывало от акробатических трюков, которые проделывала Варлей. Ее Нина выпрыгивает из окна, на веревке перелетает через весь двор, бросается в кабину машины и мчится с бешеной скоростью, спасаясь от преследователей. Вот где юная эквилибристка продемонстрировала класс спортивного мастерства и изящества.

Роль Нины сыграна Н. Варлей в эксцентрической и одновременно в правдивой манере. Актриса создает характер волевой, энергичной девушки, не унывающей ни при каких обстоятельствах.

И в то же время Нина у Варлей простодушна, искренна, ей не чуждо бурное проявление чувств. Надо видеть, каким гневом сверкают большие темные глаза Нины, в каком стремительном темпе играет актриса в одной из сцен объяснения с Шуриком, которого она по ошибке заподозрила в причастности к своему похищению.

Быстро пришедшая популярность не вскружила голову Варлей. Она очень трезво оценила свои творческие достижения в кино. "Я была просто сама собой", - говорит актриса, а успех фильма (не без оснований) относит за счет режиссера Л. Гайдая и замечательных комедийных артистов: В. Этуша, Ю. Никулина, Г. Вицина.

КАЛЕНТЬЕВА А. Наталья Варлей // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1974. С. 38-49.

Док. 627061
Перв. публик.: 26.05.80
Последн. ред.: 26.05.10
Число обращений: 0

  • Никулин Юрий Владимирович
  • Этуш Владимир Абрамович
  • Варлей Наталья Владимировна
  • Вицин Георгий Михайлович
  • Гайдай Леонид Иович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``