Первые дни Великой Отечественной войны в небольшом провинциальном городке. В банке осталось двое - старый кассир Митрофан Ильич и машинистка Муся. Город вот-вот захватят немцы, а в банк неожиданно поступают из разбомбленного эшелона огромные ценности: золото, бриллианты, ювелирные изделия. Долг совести обязывает Мусю и старого кассира принять ценности и доставить их Советской власти. Несколько месяцев длится путь Муси по немецким тылам. Много испытаний обрушивается на девушку в пути. Полузамерзшую, обессилевшую от голода Мусю находят разведчики-лыжники наступающих частей Советской Армии.
Н. Варлей органично и естественно входит в образ. Актриса дает почувствовать сам процесс накопления героиней нравственного опыта, процесс становления ее личности.
В начале фильма перед нами предстает белокурая веселая девушка, еще не всегда сознающая меру ответственности и серьезности взятого на себя поручения. А в конце картины мы видим душевно щедрого, мужественного человека. С каждой минутой, с каждым кадром мы проникаемся все большей любовью и все большим уважением к этой недавно еще такой неуверенной в себе девушке, считавшей себя совсем не сильной и даже трусихой. "Да пропади оно!" - кричит Муся в начале картины старому кассиру о золоте. Их жизнь подвергается смертельной опасности, а тут какое-то золото, которое Митрофан Ильич велит беречь больше жизни.
А сколько в ней еще наивности и детской непосредственности в самых первых эпизодах. Вот она на привале в лесу достает из рюкзака драгоценности, любуется ими. Примеряет бриллиантовую диадему. "Вот такую бы на концерт!.." - восторженно шепчет Муся, мечтавшая стать артисткой. Ее огромные черные глаза сверкают радостным блеском, а воображение переносит ее на сцену. Мечты, мечты... Суровая действительность возвращает в реальный мир. Огорченно вздыхает девушка: "Кому нужно теперь золото? А что если его закопать?" - неуверенно предлагает она Митрофану Ильичу.
В преодолении немыслимых прежде для хрупкой девушки трудностей происходит становление и утверждение недюжинного характера. Попав в партизанский отряд, Муся уже категорически откажется сдать золото, это теперь для нее - "выполнение важного государственного задания".
- Да не бабье это дело по болотам да по лесам ходить, - попытается уговорить ее командир партизанского отряда.
- Я дала слово, что донесу и сдам.
- Не бабье дело... - упорствует командир.
И вот перед нами другая Муся - собранная, строгая. Она отрезает: "А кто сюда принес?" И этим ставит в разговоре точку.
Глубокого драматизма исполнены последние кадры фильма. На снегу, привалившись к дереву, лежит замерзающая Муся. Крупный план приближает к нам ее лицо. Оно покрыто снегом. Но страдание не ослабляет волю, а лишь усиливает ее. Надо видеть, какой радостью загораются глаза Муси, какими лучистыми становятся они, когда к ней приближаются советские разведчики. Она ничего не говорит, она только плачет и улыбается.
В этой роли молодая актриса поднялась еще на одну ступеньку актерского мастерства. Она научилась живо и ярко переживать все ситуации, в какие попадает героиня. В образе Муси синтез героического и бытового органичен и естествен. Именно это обстоятельство придает образу человеческое обаяние.
КАЛЕНТЬЕВА А. Наталья Варлей // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1974. С. 38-49.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1858