Непосредственно к фильму "Золото" примыкает работа Н. Варлей в картине "Черные сухари", которая рассказывает о том, как московские комсомольцы в голодном восемнадцатом году собрали эшелон хлеба и послали его революционной Германии.
Н. Варлей играет в фильме Таню - помощника комиссара продотряда. Это русская девушка, воспитанная революцией и беззаветно преданная ей. И хотя Таня живет совсем в другое время, чем Муся в "Золоте", их связывает общность человеческих натур, верность долгу, Родине. Актриса показывает последовательное становление личности героини, рост ее революционного сознания.
Уже в первых сценах, где участвует Таня, раскрываются те черты, которые позволяют ей впоследствии стать стойким бойцом революции.
На полустанке, у хлебных мешков стоит Таня вместе с другими продармейцами. Они конфискуют излишки хлеба, чтобы помочь голодающей стране. Таня не уступает даже плачущей женщине, которая умоляет оставить ей хлеб для детей. "Ты для детей, - сурово хмурится в ответ Таня, - а мы для себя, что ли? Для вас же стараемся, чтобы дети ваши хоть осьмушку да получили". Правда, позже жалость к этой женщине захлестнет сердце Тани, и она даже усомнится в правоте своих действий. "Как мне быть с этими разными чувствами. Разобраться не могу. Освободите меня", - просит она комсомольцев.
Так, явственно обнаружив борьбу в характере героини, актриса усиливала нравственное воздействие образа Тани.
С большой эмоциональной отдачей сыграла Варлей в сцене митинга, где ее героиня произносит взволнованную речь о сплоченности всех народов России в деле помощи немецким рабочим. Исчезла излишняя горячность, неуверенность в себе. Она полна сознания революционного долга. Нелегко было сыграть эту сцену. В ней актриса сумела также рассказать о зарождающемся чувстве героини к немецкому солдату Курту.
...Во время речи Тани в толпе неожиданно появляется Курт, следы которого она давно потеряла. Ей хочется крикнуть от радости. Но только взгляд и лирическая интонация в самых патетических фразах выдает ее чувства.
Верное понимание и ощущение характера Тани позволили актрисе преодолеть иллюстративность сценарного материала и сохранить цельность в поведении героини на всем протяжении фильма.
КАЛЕНТЬЕВА А. Наталья Варлей // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1974. С. 38-49.