В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Соловьев Сергей. Риторические заметки режиссера об актрисах Назад
Соловьев Сергей. Риторические заметки режиссера об актрисах
Катя была очень юная, очень высокая, очень стройная, очень рыжая, с челкой, с сигаретой "Шипка" в зубах и с гениальной, абсолютной, дотоле мной в женщинах невиданной внутренней свободой. Она была свободна во всем, этого даже проявлять и не требовалось. Ей достаточно было войти в комнату или даже просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощенный, изначально свободный человек. Для ВГИКа 1962 года это было дико и непривычно - так въелось даже в самых независимых из нас рабье чувство безымянного скромняги, вечного строителя лучшего будущего, унифицированной песчинки. [...]

"Девица несомненно способная, но с никакими внешними данными - уж так отчаянно некрасива, страшнее Раневской. Но та-то Раневская!"- с удивлением случайно подслушал я перешептывания педагогов с актерской кафедры. Красавицей, правда, Катю язык как-то не поворачивался назвать. Но не оттого, конечно, что она и впрямь была некрасивой. Просто с самого начала юности, во всяком случае с момента, когда я ее впервые увидел, она была как бы значительнее и прекраснее, чем просто красивая, или там хорошенькая, или славненькая девочка. Потом я часто слышал от нее: "Какая мука видеть себя в зеркале. Какое несчастье родиться такой уродкой! Обязательно что-нибудь с собой сделаю!" И со временем она действительно что-то такое с собой сделала - с носом, что ли, а может, и не с носом, а со щекой, что-то там подправила, улучшила и враз стала красивой, - но идентифицировать ее с той Катей, которую я помнил и знал, уже не мог.

А по тем временам при всей своей катастрофической, на грани уродства, некрасивости, огромности черт и фигуры она была, отвечаю за свои слова, женщиной неслыханной, ослепительной, победительной юной красоты.

Я и не сразу понял, что за этими уточнениями оценок внезапно переехал ту тончайшую внутреннюю грань, за которой объективная оценка того, что нравится, вдруг предательски переродившись, становиться тайной субъективной страстью на измор. Мне казалось, я всего лишь испытываю пусть даже излишне восторженные, но понятные и допустимые чисто профессиональные режиссерские чувства к актрисе, которую сам же для себя и открыл.

СОЛОВЬЕВ Сергей. Риторические заметки режиссера об актрисах // Асса и другие произведения этого автора. Книга первая: Начало. То да сё... СПб.: Сеанс; Амфора. 2008

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=148

Док. 627187
Перв. публик.: 27.05.08
Последн. ред.: 27.05.10
Число обращений: 0

  • Соловьев Сергей Александрович
  • Васильева Екатерина Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``