В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Яцура: Слушать публику и фантазировать... Назад
Елена Яцура: Слушать публику и фантазировать...
Олег Дуленин. Как вы относитесь к той появившейся недавно точке зрения, что господдержка якобы уже не нужна - продюсеры должны и могут искать деньги сами?

Елена Яцура. Это полная ерунда. Считаю, в ближайшие два-три года государство должно поддерживать не одиночные проекты, а пакеты проектов. Скажем, в экспериментальном кино должно быть почти стопроцентное государственное финансирование. Но если мы говорим о пакетах, составленных при участии нескольких независимых продюсерских компаний, доля безвозмездного финансирования должна составлять хотя бы 30 процентов. Мы готовы возвращать эти деньги, но в обороте они нам очень нужны. Остальное - задача на выживание. Каждый решает ее, как умеет. Часть денег можно закрыть телевизионными продажами, часть - своими оборотами, часть - кредитами, которые сейчас стали возможны, но государственные 30 процентов нас должны страховать. Иначе мы все время будем находиться в очень узком фарватере и наша киноиндустрия будет развиваться очень медленно. Господдержка необходима еще несколько лет. Это напрямую связано с количеством новых экранов в стране. Мы должны добраться до цифры хотя бы в 1000 экранов.

Если окупается проект с бюджетом в миллион долларов, это ведь не значит, что такой бюджет должен быть у всех проектов. В противном случае не будет ни жанровой политики, ни роста кадров. Да, в проектах с бюджетом свыше миллиона, как, скажем, в "Турецком гамбите" или "Своих", возможны и спецэффекты, и сложнопостановочные съемки. Именно на них мы растем, учимся делать коммерческий продукт, entertainment, который будет делать сборы, развивать кинотеатры и прочее. Но всегда остается зона экспериментального кино, которое, повторяю, нуждается в стабильной дотации. Ну зачем бросаться на амбразуру? За последние пять лет мы снимаем уже десятый дебют. И все вчерашние дебютанты - теперь достойные игроки. Их хотят студии, их время расписано на годы вперед, они снимают кино с большими бюджетами, но в тот момент, когда они появились, история их была очень зыбкой и непонятной. Так что, если бы в нескольких случаях государство нас не поддержало, было бы очень сложно. Это ведь педагогическая задача: продвижение на кинорынке новых профессионалов, у которых первые проекты могут быть и очень спорными. Впрочем, возможно, стопроцентное государственное финансирование и не обязательно, однако господдержка как некий лимит должна быть. Это отраслеразвивающая вещь. [...]

О. Д. Вы как-то сказали, что не пристало уподобляться западному кино, у нас было и есть свое "сверхчувствительное", его и надо экспортировать...

Е. Я. С тех пор как я это сказала, утекло много времени. С одной стороны, на европейском рынке нас не очень хотят. Европейцы решают свои проблемы: им самим не хватает места. С другой стороны, за гораздо меньшие деньги мы начали снимать кино, которое интересно смотреть. Так что вполне возможно, что со своими успешными фестивальными и коммерческими фильмами мы все-таки станем попадать на европейский рынок. Это еще вопрос идеологии: насколько европейские студии захотят при нашем участии конкурировать с голливудским продуктом.

Мы можем присутствовать в Европе, но в любом случае, когда делаем кино, думать об этом мы не должны. Русская публика - абсолютно адекватная аудитория, на которой можно тестировать все. Так что если у нас какая-то картина имеет успех, значит, вполне возможно, что у этой картины есть шанс участвовать и на международном рынке.

О. Д. Стало быть, копродукция - все-таки реальный путь интеграции нашего кино в Европу?

Е. Я. Лучший путь. Европейская система проката существует в режиме грантов и поддержек. Есть, скажем, программа "Медиа", предполагающая, что такой-то фильм выгоден для кинотеатров и у него есть шанс состояться даже с небольшим количеством копий. Здесь же правила бизнеса другие. Нет системы. Мы - вторые китайцы для Европы. У нас свой гигантский рынок. Последние несколько лет мы работаем в два-три раза быстрее, чем это делают в Европе. Соответственно быстрее появляются и деньги. Так что чем ковыряться в сложной копродукционной ситуации, лучше пойти на какой-нибудь национальный канал и поговорить о деле. Возможно, и расстаться из политических соображений с какой-то частью прав, но зато сделать проект быстрее и завоевать прокат.

О. Д. Скажите, должен ли продюсер участвовать в выработке некоей национальной идеи?

Е. Я. Да. Кино - вещь идеологическая. Как все массмедиа. Продюсер должен отвечать за идеологию.

О. Д. Лично вы отвечаете?

Е. Я. Да. Идеология - такая вещь, которая существует как бы сама по себе, мы о ней не особо задумываемся. Но каждый проект мы рассматриваем и с этой позиции: есть ось добра и зла, которую мы не нарушаем.

О. Д. По-вашему, надо ли это где-то сформулировать?

Е. Я. Наверное, национальная идея и должна быть где-то прописана. На какой-то бумаге. Для обсуждения подробностей, с ответами на вопросы, откуда и куда мы движемся, чего ждем в будущем, что хотели бы оставить потомкам... Но в нашем случае в такой бумаге нет необходимости: достаточно правильного понимания вещей.

О. Д. Обращаетесь ли вы перед проектом к каким-то статистическим, социологическим исследованиям?

Е. Я. Конечно, основная аудитория кинотеатров всех интересует. Ее структура, возраст, социальное положение и т.п. Что бы мы ни делали, экспериментальное кино или дорогостоящее с расчетом на большой прокат, мы не можем не учитывать тех, с кем работаем. [...]

Вообще-то, мы сейчас очень быстро двигаемся. Ситуация с отсутствием рынка, равно как денег и идей, практически решена. Мы имеем очень внятные ответы публики, что она хочет найти в кино. И что с удовольствием будет смотреть. Если сейчас сформулировать, куда нам нужно идти, надо сказать так: важно тщательно следить за тем, что происходит вокруг, внимательно слушать публику и фантазировать. Это вопрос индивидуального маркетинга. Надо только сделать правильные ставки. [...]

О. Д. Как вы решаете нынешнюю актуальную проблему отсутствия хороших киносценариев?

Е. Я. Больший процент заказываем, но и честно читаем то, что нам приносят.

О. Д. Современную драматургию тоже?

Е. Я. Стараюсь. Была на фестивале "Новая драма". Там очень много хорошего народа, пишущего неплохие диалоги. Вот братья Пресняковы, например. На мой взгляд, у них есть проблемы с формой, тем не менее этот ресурс мы всегда держим в уме. Или же Иван Вырыпаев.

О. Д. Абсолютно запретные темы для вас есть?

Е. Я. Запретных тем вообще не бывает.

О. Д. А кино вы смотрите как профессионал?

Е. Я. Нет, как зритель.

О. Д. То есть отдыхаете?

Е. Я. Конечно. И абсолютно не замечаю, как оно смонтировано.

О. Д. Для вас все равно, смотреть кино на DVD или на экране?

Е. Я. Я люблю кинозалы.

ДУЛЕНИН О. Елена Яцура: Слушать публику и фантазировать... [Инт.] // ИК. 2005. N4.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1108

Док. 627258
Перв. публик.: 27.05.05
Последн. ред.: 27.05.10
Число обращений: 0

  • Яцура Елена Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``