В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Издательство `Новое литературное обозрение` выпускает книгу Михаила Ямпольского `Беспамятство как исток (Читая Хармса)` Назад
Издательство `Новое литературное обозрение` выпускает книгу Михаила Ямпольского `Беспамятство как исток (Читая Хармса)`
Михаил Ямпольский обрел известность как один из лучших отечественных киноведов еще в 1980-е гг. В 1990-х гг. он выпускает одну книгу за другой и значительно расширяет тематику своих научных разысканий: в 1993 г. вышли две монографии о кино ("Видимый мир", "Память Тиресия"), в 1996 г. - исследование, посвященное телесности в культуре ("Демон и лабиринт"), а ныне - большая работа о творчестве Даниила Хармса. Едва ли не самым влиятельным направлением русской филологии с конца 1960-х гг. стали интертекстуальные исследования: литературный текст мыслится как система цитат текстов-предшественников, источников, которые должен обнаружить исследователь, чтобы понять произведение. С одной стороны, подобный подход обеспечивал специфичность филологического объекта и был сосредоточен исключительно на взаимоотношениях между текстами, с другой же - отвечал ощущению почти синхронности прошлого и настоящего, представлению о единстве русской литературы, связи времен. В 1990-х гг. литературоведческий объект, выстроенный в последние десятилетия советской эры, стремительно исчезает: прошлое от настоящего оторвано, а литература оказывается предметом рассмотрения то социологов, то философов. Историчность текста приходится выстраивать заново - чему и посвящена книга Ямпольского. Если раньше каждый текст мыслился как память, как отсылка к источникам, то теперь он демонстрирует свое беспамятство, а его истоком оказывается не другой текст, а само забвение. Хармс Ямпольского предстает литературным новатором, вписавшим в свою поэтику радикальность исторического революционного разрыва. После Великого октябрьского распада времен прежней литературы быть не может, она как бы вытесняется из памяти, а новая словесность, пытающаяся отрефлексировать новообразованную темпоральность, выстраивается из пустоты. Система интертекстуальности перестает работать, философия предстает едва ли не наиболее адекватным контекстом чтения хармсовских текстов, а само "Беспамятство как исток" - своеобразным антифилологическим манифестом в "стране победившей филологии": вместо филологического поэта Осипа Мандельштама Ямпольский выдвигает в герои эпохи философа-мистика Хармса. В 1990-е гг., на фоне резких исторических перемен, невооруженным глазом заметен острый кризис русского литературоведения, бьющегося в поисках своего нового предмета и метода.

Аркадий БЛЮМБАУМ



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VII. СПб, Сеанс, 2004

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1101

Док. 627262
Перв. публик.: 27.05.04
Последн. ред.: 27.05.10
Число обращений: 0

  • Ямпольский Михаил Бениаминович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``