В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Первая книжка Михаила Ямпольского называлась `Из истории французской кино-мысли...` Назад
Первая книжка Михаила Ямпольского называлась `Из истории французской кино-мысли...`
Первая книжка Михаила Ямпольского называлась "Из истории французской кино-мысли..." и была им сделана за одно лето. Книжку выпустило самое престижное в ту пору издательство "Искусство", вдоволь ее помурыжив, - бог весть, когда бы она вышла, если бы не подоспевшие перестройка и ускорение. Здесь М. Я. нашел замечательное применение двум своим блестящим способностям - к переводу (кроме французского, он знает английский, немецкий, итальянский) и комментированию.

Благодаря ему в наш обиход вошли не только Деллюк, Эпштейн или Канудо, но и актуальное киноведение. Прежде всего - Кристиан Метц, чей фундаментальный труд по киносемиотике "Кино: язык или речь?" был опубликован в самый застой под обложкой одного из многочисленных институтских информационных сборников, а этих сборников за десять предперестроечных лет М. Я. подготовил гигантское количество. Он же, кстати, нам на беду научил наших цеховых женщин говорить слово "дискурс".

Филолог не "отменил" в нем визуалиста: М. Я. исследовал едва ли не все типы репрезентации и дошел до немиметического зрения, когда объект почти не виден. С перестройкой совпало зарождение его интереса к интертекстуальности. Он защитил докторскую и ушел в большое плавание - сначала в Институт философии, а потом в Нью-Йоркский университет. Успев постоять у колыбели "Киноведческих записок" и открыв серию приложений к ним своей монографией "Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии". В "Записки" продолжает исправно писать по сию пору, при том что он не только полный американский профессор, но и фаворит Сорбонны и прочих ученых мест, а книжки выходят у него по нескольку штук в год в разных концах света, обязательно включая Россию.

М. Я. - гражданин мира; совершенный образчик космополита, в котором талмудическая традиция углубленного комментирования сочетается с немецкой точностью, французской изощренностью и российской страстной беспредельностью или беспредельной - научной - страстностью. Уникальный эрудит. Пожалуй, единственный из наших киноведов, кто в состоянии написать шестьдесят страниц о десятиминутном фильме (в случае М. Я. - о Механическом балете Фернана Леже). И чуть не единственный критик, которого спустя много лет после статей о Скорбном бесчувствии и Круге втором автор этих фильмов Александр Сокуров считает адекватным исследователем своего кино.

Альянс М. Я. со ВГИКом был до обидного скоротечным: прекраснодушные попытки Союза кинематографистов взбодрить "крупнейшую киношколу" разбились об академический быт. Но в последнее время прибывают из Америки молодые критики и рекомендуются: "Учился у Ямпольского".

Нина Цыркун



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1101

Док. 627263
Перв. публик.: 27.05.01
Последн. ред.: 27.05.10
Число обращений: 0

  • Ямпольский Михаил Бениаминович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``