Современный фильм для оператора - это по преимуществу наблюдение, всматривание.
Исторический фильм - воссоздание.
И вот парадокс. В фильме А. Тарковского и В. Юсова "Андрей Рублев" XV век русской истории словно не воссоздан, а непосредственно увиден авторами. Далекое прошлое явилось на экране таким, будто не в книгах черпали знания о нем создатели фильма, а в своем личном опыте. "Изображение окутано живой атмосферой, напоено воздухом, способно запечатлеть мир ушедшего с полным ощущением авторского, а вслед - и нашего присутствия, - писала критик Н. Зоркая. - Это нечто большее, нежели "историческая достоверность". Это именно проникновение, пе-ренесение, перевоплощение с помощью какой-то таинственной глубинной памяти. Вещный мир рублевской Руси, ее климат и воздух предстают во всей своей неопровержимой зримости и узнаваемости".
Такой контакт с глубоко историческим материалом до того никому не удавался. Но несомненен и факт, что подготовил его "Иван Грозный" Эйзенштейна, Москвина и Тиссэ. Юсов вместе с Тарковским не только сами как художники вступили в принципиально новые отношения с историей, но и определили этой своей работой направление поисков других операторов.