В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Главной особенностью Вадима Юсова.... Назад
Главной особенностью Вадима Юсова....
Главной особенностью Вадима Юсова является то, что никаких особенностей у него нет: это оператор милостью Божьей, полностью разделяющий эстетику своего режиссера и находящий предельно возможные средства выразительности для создания художественного мира фильма. История и современность, природа и цивилизация, вымысел и реальность, лицо человека и движения масс, комедия и драма подвластны ему без заметных предпочтений: В.Ю. - творец художественного пространства, медиум режиссерской воли, выбирающий для ее осуществления решения, которые, как правило, можно признать идеальными. Уже сам список его работ обладает строгой, несуетной красотой: четыре фильма с Андреем Тарковским, четыре - с Георгием Данелия, четыре - с Сергеем Бондарчуком и два - с Иваном Дыховичным. В общем, критиков просят не беспокоиться. Перед нами тот, кто снял кинематографическую историю государства российского от Андрея Рублева до новейших времен, пустивших маленького человека гулять по миру и заново искать потерянную Родину. Это - магистраль, большак, столбовая дорога национального кинематографа, и если у В.Ю. была эпоха ученичества или сугубо экспериментальных стилевых поисков, зрителю об этом ничего не известно: Иваново детство сразу и навсегда открыло ему сильного и зрелого мастера. В.Ю. не изготовитель картинок, а создатель пространства - истинного, единого и живого, с неумолимой иерархией главного и второстепенного. Гармоничные пропорции главного и второстепенного, собственно, и есть основной признак классического искусства. Ощущение того, что авторский замысел осуществился единственно возможным образом, как это происходило с фильмами Тарковского-Юсова или Данелия-Юсова, - ощущение классичности искусства В.Ю.

С конца восьмидесятых годов его искусство было призвано запечатлеть эпоху декаданса авторского кино в России. Мастер целостного пространства, извлекающий выразительность из творческого мира режиссера, а не привносящий ее извне, запечатлел этот декаданс. Статичная, пафосная внешняя оперность "Бориса Годунова" Бондарчука была полна внутренней мятежной тревоги - режиссер предвидел новое смутное время для государства, и величавый эпос превращался в лирико-исповедальный фильм, чью историческую оболочку разъедали растерянность и тоска самого Бондарчука, режиссера-царя, перед эпохой бойких киносамозванцев. Уникальное и противоречивое соединение декоративной пышности с лирической тоской осуществляло экранизацию душевной жизни автора картины. Форма государственности еще оставалась неколебимой, но уже не было ни силы, ни спокойствия в кремлевских палатах, и омертвление и отчуждение верховной власти от собственного пространства превращали элементы декорации в элементы драмы. Неуютно становится и в добродушном мире Данелия - пространство комедии "Паспорт" перестает быть соразмерным человеку, оно чревато мучением, опасностью, гибелью.

Возможно, классицизм В.Ю. избавил фильмы Ивана Дыховичного от гипертрофии стиля, излишнего щегольства выразительностью - "Прорва", при всем буйстве декоративного сталинского ампира, была пронизана токами настоящего драматического напряжения, и люди внутри картины жили натуральной трагикомической жизнью, ничуть не обращаясь в элементы стилизации. В. Ю. с предельным уважением относится к прекрасной тайне человеческого лица, не приукрашивая и не разоблачая его, а вдумываясь и всматриваясь в лицо, точно в неведомый и притягательный пейзаж, и запечатленные в его фильмах люди-артисты всегда полны не определимых словом значений. Ощущаемое В. Ю. единство мира может быть трагичным, страдальческим - но с миром распавшимся, поддельным, игрушечным он дела не имел. В его России и в его Москве, какую точку запечатленного им времени ни возьми, "дышит почва и судьба", и человек борется с миром, как сильный и благородный боец. Конечно, шагать по Москве эпохи "Прорвы" куда менее весело и привольно, чем по Москве того самого фильма Данелия - но герои все равно упрямо шагают. Композиционное искусство В. Ю. (иерархия и связь деталей в целое), как всякое классическое искусство, вызывает стойкий восторг, импульс подражания и признание, не нуждающееся в переоценке.

МОСКВИНА Т. [Вадим Юсов] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 3. СПб, 2001.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1091

Док. 627326
Перв. публик.: 28.05.01
Последн. ред.: 28.05.10
Число обращений: 0

  • Юсов Вадим Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``