В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Волчок. Назад
Волчок.
Говорят, все люди похожи либо на птиц, либо на собак. Маша Шалаева принадлежит к "собачьей" касте, и местные режиссеры упрямо хотят видеть в ней волчонка. В трех своих главных ролях - у Сергея Ткачева в "Маше", у Анны Меликян в "Русалке" и у Игоря Волошина в "Нирване" Шалаева - играет переходный возраст. Подростковую дикость, непредсказуемость, странность и другие пограничные состояния, в которых легко соврать, она оправдывает собачьей органикой. А щенячьи шалости, с которых начинается почти каждый "подростковый" фильм Шалаевой, заканчиваются, как водится, образцово-показательной демонстрацией зубов. Шалый зверок, с добродушным любопытством оглядывающий мир, оборачивается капризой ("Маша") и даже наркоманом-суицидником ("Нирвана").

Роли трудных подростков не случайно догоняют Шалаеву. Ее героиня комфортно существует в двух мирах - выдуманном и реальном. Предпочтение, конечно, отдается первому, а за выпадение из реальности ее герои зачастую расплачиваются жизнью ("Русалка", "Нирвана"). Этот конфликт внешнего и внутреннего миров и является пока что визитной карточкой актрисы.

Образ чудика-полуребенка, девушки не от мира сего Шалаева нагружает пластикой и интонацией, которые принадлежат этому миру и нашему времени. Они придают героиням достоверность, которая способна оживить даже нежизнеспособные сценарии. В сказку для взрослых Шалаева привносит атмосферу уличного шума, интонируя реплики так, что, кажется, слышишь чужой разговор за столиком в кафешке. Поэтому-то к ее странноватым героиням привыкаешь мгновенно, признаешь в них как бы соседку по этажу - чудаковатую, но симпатичную девушку со сложным характером и, может быть, трагической тайной. Сначала привыкаешь, а после - влюбляешься.

Шалаева играет любовь с каким-то скромным вызовом: сложное чувство, где есть надрыв и даже истерика, в ее исполнении - всегда чужая частная жизнь, privacy. Обычная неловкость, которую испытываешь, глядя на российского актера в драматической коллизии, переносится тут на зрителя. Неловко не за актера, играющего роль страдальца, а за себя, следящего за чужими переживаниями. Это любовь, которую невозможно смотреть, а нужно подсматривать. Маша Шалаева загадочным образом устанавливает доверительные отношения со зрителем - так получается, что экранный герой не демонстрирует свои чувства, а доверяет их тебе.

Образ героини городской сказки принес Шалаевой приз на "Кинотавре" за лучшую женскую роль в фильме "Русалка". Но закрепившееся за ней амплуа может отпугнуть режиссеров, чуждых этому эскапистскому жанру. Да ведь и не всякий укротит персонажную строптивость, сможет причесать диковатую детскость ее героини, чтобы Шалаева заиграла в ансамбле, а не вывалилась вместе с ролью из фильма.

Неотводимый взгляд на праздник жизни в дверной глазок одиночества, взрывоопасная смесь холерика с меланхоликом, трагическая шальная веселость - все это делает Шалаеву одной из самых многообещающих актрис трагикомедии. И если бы Данелия родился лет тридцать назад, мы вполне могли бы увидеть "Афоню" с Машей Шалаевой в главной роли. Пока же новый Данелия не народился, перспективы актрисы могут потеряться в плотном тумане отечественного полужанрового кино. Чего, конечно, ой как не хотелось бы.

ШАВЛОВСКИЙ Константин. Волчок // Актеры настоящего. Первая серия. СПб.: Сеанс. Амфора. 2009. С. 314-315.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=9912

Док. 627541
Перв. публик.: 02.06.09
Последн. ред.: 02.06.10
Число обращений: 0

  • Шалаева Мария Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``