В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Говорить о `Золотом теленке` режиссера Ульяны Шилкиной..... Назад
`Говорить о `Золотом теленке` режиссера Ульяны Шилкиной.....
"Говорить о "Золотом теленке" режиссера Ульяны Шилкиной, как о самостоятельном в художественном отношении произведении, совсем неинтересно, поскольку в художественном отношении оно ничтожно, а во всех остальных - просто спекулятивно.
Это спекуляция и на всенародной любви к роману, и на поклонении его герою, и на популярности его исполнителя артиста Олега Меньшикова...
Если и могла бы эта работа послужить истине, то, главным образом, в качестве доказательства от противного.
Авторы экранизации, сделав свое не очень достойное дело, так и не сообразили, что нам - О.Бендер, и что мы - ему? Что О.Бендер - Ильфу и Петрову? И что они - ему?
О телеэкранизация Ульяны Шилкиной можно было бы и не упоминать вовсе. Но что поделаешь: тень Остапа Бендера в исполнении Олега Меньшикова, потревожила до боли знакомые и любимые образы.
Когда Ильф и Петров писали "12 стульев", они писали не героя, а авантюрную историю о поисках брильянтов тещи Кисы Воробьянинова.
Бендер соткался из ничего. Или почти из ничего: из перипетий нэпманского быта. На глазах читателей и, видимо, изумленных писателей маска стала лицом. Условный плут - живым человеком, да еще к тому же обаятельным, артистичным, но явно выпадавшим из рамок советской действительности. Он позволил посмеяться над ущербной, мелкотравчатой буржуазностью нвооявленного советского обывателя, а больше вроде ни на что не годился.
Авторы нашли применение кладу (на вырученные деньги от него был построен клуб железнодорожников), а, что было делать с Остапом Ибрагимовичем, они не знали и не нашли ничего лучше, как прирезать его.
Воскресший Бендер в "Золотом теленке" воскрес для другого подвига: он должен был обессмыслить самого себя - свое жизнелюбие, свои артистические способности, свою душевную широту. А главное - свою внесоветскость. Он должен был надсмеяться над собой.
В романе видны следы того, как авторы честно, по всем правилам соцреализма, пытались было скомпрометировать "маленький мирок" людей, живущих на нетрудовые доходы, столкнув его с большим миром социалистических строек и преобразований.
Но, перефразируя одно известное присловье, можно сказать: автор предполагает, а талант располагает. Вышло как раз все наоборот. Романтика индивидуализма осталась непобежденной, несмотря на печальную участь самого индивидуалиста-романтика. Авторы "похоронили" своего любимого героя со всеми возможными тогда литературно-художественными почестями.
Впрочем, и сам роман тогда воспринимался как жизнерадостная отходная по свободному внутренне самодостаточному человеку.
То, что сделала кинорежиссер Ульяна Шилкина, это тоже "отходная", но какая же она жалкая, скучная и занудная... Словно, и, в правду, всеобщему любимцу нет места не только в нашей действительности, но и в нашей памяти".

Юрий БОГОМОЛОВ. Бодался Остап Ибрагимович с Александром Исаевичем. "ИК", 2006, N 3

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1184

Док. 627552
Перв. публик.: 02.06.06
Последн. ред.: 02.06.10
Число обращений: 0

  • Шилкина Ульяна Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``