[...]Среднее - то есть неплохое. Сделанное по великим канонам и исполненное в ряде позиций с крепким профессионализом. Я имею в виду режиссуру Всеволода Шиловского. Костюмы, съемки. Музыкальная партитура, на мой взгляд ( слух), весьма хороша (т.е. Александр Журбин на высоте). Акетрские работы - на уровне (кумиры моей молодости: Софико Чиаурели, Светлана Тома, Валентин Никулин - увы, уже в ролях представителей старшего поколения).
С молодыми несколько сложнее: Ирина Тома прелестна, хорошо поет и правильно играет "мгновенные состояния". Но этих мгновений мало, чтобы выстроить характер.
В. Смецкой в главной роли вызывает еще больше сомнений: чересчур красив, причем красотой скорее "цыганского", "румынского" канона; при отсутствии характерности это начинает даже раздражать: еврейский колорит утрачен, есть ощущение какого-то демонического ширпотреба, что-то "аленделоновское", с тройным одеколоном и двойным "Бурбоном".[...]
Что мне тут интересно- так это некоторая "усталость" еврейской темы, пять лет назад ворвавшейся в наш стерильный кинематграф. А теперь сделавшийся чуть ли не модой. Так что "Комиссар" теперь - давно прошедшая классика. [...]
Сверхзадача потеряна. Попытки придать колориту вызывающий смысл кажутся неловкими. [...] Публика в кадре орет от восторга; публика в кинозале , наверное, спрашивает про себя: если каждый - король, то кого же в свиту?
Такой всплеск национальной страсти неловок именно потому, что из него ничего не вытекает. Еврейский колорит в фильме - не больше, чем подробность реквизита. [...]
АННИНСКИЙ Л. Если каждый король, то кого же в свиту?// Культура, 1992, N 10