В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Я понимаю, что мы можем сделать для города. И если мы это выполним, то это и будет моим личным результатом` Назад
`Я понимаю, что мы можем сделать для города. И если мы это выполним, то это и будет моим личным результатом`
Аркадий Кац - в силу своей должности человек непубличный. Да и количество направлений, которые он курирует каждый день, не позволяет ему уделять много времени встречам и разговорам "не по работе". Поэтому мы были удивлены, когда в редакции раздался звонок, и нам сообщили о дне встречи с главой администрации Перми Аркадием Кацем. И хотя ее пару раз переносили, она все же состоялась. За 40 минут Аркадий Борисович успел рассказать обо всех направлениях своей деятельности на посту сити-менеджера администрации столицы Прикамья.

- Аркадий Борисович, кто такой в вашем понимании сити-менеджер?

- Администрация является исполнительной властью. Поэтому хороший сити-менеджер - это квалифицированный организатор управленческих решений и исполнитель тех стратегий и программ социально-экономического развития города, которые задаются его главой и думой. Иными словами, наша задача - наиболее грамотная, эффективная трансформация стратегии развития города в повседневные управленческие решения. В частности, ежедневное исполнение решений по содержанию города, по представлению жителям обязательных социальных и иных услуг.

- Какие черты вы назвали бы определяющими для сити-менеджера?

- На любой руководящей должности определенного масштаба главными становятся не какие-то черты начальника, а его умение подобрать такую команду, чья совокупность личных качеств обеспечит эффективное решение поставленных задач. Они очень разные - от обеспечения функционирования системы городского водоснабжения и канализации до реализации социально-культурной политики города. Поэтому необходимо четко структурировать систему управления, расставлять ответственность, подобрать команду - вот это самое главное.

- На данный момент удалось это осуществить?

- Думаю, да. Хотя, конечно, такую оценку должны давать жители города, глава Перми и депутаты.

- Тогда возникает вопрос: с чем связаны произошедшие в последнее время кадровые изменения в администрации? Неужели все ушедшие чиновники были плохими управленцами?

- Как много ушло? Просто так получилось, что в декабре три человека ушли и в январе еще один. Однако с учетом того, что у нас около 30 функциональных органов, семи территориальных - не считаю эти уходы критичными, просто по времени совпало. Кроме того, у каждого свои жизненные планы, так называемые "циклы развития", для многих уход из администрации стал сменой деятельности - люди перешли в бизнес - это нормальный рабочий процесс. Со всеми, кто работал у нас, мы поддерживаем хорошие отношения. Более того, думаю, многие примут участие в работе городской администрации в качестве советников и консультантов по своим вопросам.

- Каковы ваши планы на будущее? Не планируете ли сменить сферу деятельности?

- После 2011 года пока своих планов не знаю, рановато обсуждать. До 2011 года намерен отработать руководителем пермской городской администрации. Я, как и собственно вся администрация, нанят на конкретный срок - у меня пятилетний контракт. И свой пятилетний контракт я бы очень хотел отработать и достичь тех целей, которые мы ставим перед собой.

- Какие же цели вы ставите перед собой?

- Их много. Если говорить глобально, то это создание наиболее комфортной, благоприятной среды в городе. Это не тезис, не лозунг и не пустая фраза. Сегодня между городами существует огромная конкуренция за инвестиции, за бизнес, за развитие инфраструктуры. В стране идет экономический подъем, и сегодня тот, кто будет успешнее, тот, кто привлечет максимум денег, тот, кто создаст наибольшее число рабочих мест, - тот и выиграет дальше. Он получит налоговую базу, возможности развития, строительства новых мостов, школ и садиков. Но мы этого ничего не сделаем, если в Перми будет неинтересно жить людям активным, инициативным, способным привлекать инвестиции, способным развивать и двигать наш город. Поэтому город должен быть привлекательным.

У нас существует проблема миграции - наиболее грамотные, дееспособные, активные, инициативные люди уезжают из города. Надо, чтобы они и их семьи оставались здесь. Надо, чтобы их мозги, душа и руки трудились тут. Для этого в Перми должно быть комфортно. Эта миссия очень непростая. Она складывается из множества задач, и сейчас мы четко понимаем, кто и что должен сделать - это огромная важнейшая задача. Дай Бог успеть ее решить за три года.

- Весной прошлого года крайне остро встала проблема городских дорог, точнее их отсутствия. По вашему мнению, в этот раз они не исчезнут вместе со снегом?

- В этом году ситуация точно будет лучше, вне всякого сомнения. Конечно, проблемы по весне будут. Ну, а что мы хотим, если у нас накоплен огромный недоремонт в течение десятилетий? Мы сейчас вкладываем и вкладываем - чтобы убрать критические проблемы на наших дорогах. В данном случае перед нами поставлена достаточно конкретная задача - поддержание дорог в нормативном состоянии. Чтобы выйти на этот уровень и в дальнейшем только системно проводить текущие ремонты, нам необходимо (при определенном уровне финансирования) от семи до восьми лет. Однако уже в прошлом году было сделано многое для решения этой задачи.

- Прокомментируйте одну из последних наиболее острых проблем Перми - повышение проезда в общественном транспорте и отмена (или их замена) льготных проездных. Какое вы видите решение этой проблемы?

- Давайте с разных сторон посмотрим на эту ситуацию. Во-первых, что такое хорошо и что такое много-мало? На сегодняшний день в Перми тариф на проезд в общественном транспорте остается одним из самых низких среди городов РФ. Я об этом заявляю с полной ответственностью, ведь мы изучили ситуацию в других городах, посмотрели где сколько стоит проезд. Во-вторых, на сегодняшний день тариф не полностью обеспечивает потребности общественного транспорта в смысле качества перевозок и обновления подвижного состава, поэтому и дальнейшее изменение тарифов неизбежно.

- Когда намечается дальнейшее повышение? До конца этого года?

- Не думаю, что до конца года произойдет еще одно повышение. Перед нами сейчас стоит другая важнейшая задача - очень четко, квалифицированно договориться о правилах игры, о методике, на основании которой пересматриваются тарифы, о расчетах, которые предоставляются в думу. Почему каждый раз так бурно обсуждается этот вопрос? В значительной степени потому, что пока нет договоренности относительно правил. По нормативному методу рассчитываем тариф или по методу фактических затрат? Какую выборку применяем, какие типы автобусов закладываем? И так далее.

Надо железно договориться: да, методика такая. Если по этой методике тариф просчитан, прошел аудит, то давайте перестанем играть в популизм. Ведь если у нас тариф не будет экономически обоснованным, то это приведет к одному из нескольких возможных последствий. Либо мы будем вкачивать деньги в дотации транспортникам, вместо того чтобы инвестировать их в те же дороги, в здравоохранение и образование. Либо транспортники будут нарушать графики и не выполнять работы, вызывая раздражение у рядового жителя тем, что он долго стоит на остановке в ожидании автобуса... Ну, не бывает в экономике чудес! Все стоит столько, сколько стоит. И, в конечном итоге, тариф не может не увеличиваться. Думаю, что при утверждении тарифов на 2009 год мы сформируем полную экономическую себестоимость.

Решая этот вопрос, нужно помнить о том, что Пермь - один из самых протяженных городов России, а также во всей Европе. На сегодняшний день тариф у нас единый. Прекрасно понимаю, что тот, кто едет две остановки в городе, доплачивает за того, кто едет из Голованово в поселок Новый Крым. Получается, что нужно дифференцировать проезд, но я пока не готов говорить о том, как это сделать.

И, наконец, еще один вопрос, который так бурно обсуждался со студенческим сообществом - у нас есть льготы, носящие массовый характер. Льготная цена проездного для студентов - одинаковая. А студенты - разные. Кто-то не пользуется этой возможностью, а для кого-то цена проездного вычитается из стоимости буханки хлеба. Поэтому нам предстоит пройти путь дифференциации. Я пока не знаю какой - по социальным категориям граждан, по видам транспорта, по протяженности поездки и так далее. Сложный, очень сложный при нашей специфике вопрос, но думаю, что мы в состоянии его решить.

- Сколько "стоит" будущее Перми? Во что, прежде всего, вкладываются деньги городского бюджета?

- Это, смотря какое будущее.

- Ну, вы обозначили, какое хотели бы видеть...

- Мы в этом году сделали одну очень важную штуку. Мы посчитали бюджет не от того, сколько у нас денег в кассе, а от того, сколько необходимо для умеренно оптимистичного и осторожного управления. Потому что дух захватывает, как в знаменитой репризе Карцева и Ильченко: "А сколько?.. А можно?..".

Посчитав такую осторожно-умеренную потребность, мы выяснили, что нам необходимо 22 миллиарда рублей. Фактическая возможность (опуская все детали и подробности) составляет 12 миллиардов рублей. Поэтому сейчас одна из важнейших задач - это повышение доходной части бюджета. Кстати, обратите внимание, что за последние два года она у нас выросла почти в два раза. Но крайне важно не останавливаться на достигнутом.

Во что должны вкладываться деньги? Прежде всего, в инфраструктуру всех типов, в частности дорожную и социальную - в школы, садики и больницы, необходима также замена их оборудования. На данный момент дороги и "социалка" - два самых приоритетных направления. Сейчас ловлю себя на мысли, что даже по деньгам получается одинаково - по 1,2 миллиарда рублей вкладываем в каждую.

- Как вы оцениваете принятый городской бюджет? Насколько на ваш взгляд он проработан?

- Я считаю, что он достаточно напряженный, высокой степени проработки. Обычно какая история происходит при вынесении бюджета на всех уровнях? Администрация выносит бюджетный план, спрятав фигу за спиной. Депутаты же и работники контрольно-счетной палаты ищут, где администрация припрятала-замылила и как увеличить доходную часть бюджета. Но в Перми второй год депутаты и контролеры хватаются за голову и говорят: "Вы что?! Вы этого не выполните!". (Смеется.) В прошлом году даже хотели снимать ряд заданий по плану приватизации, еще по отдельным видам доходов - но мы все выполнили. И дальше в бюджете рост темпов доходов заложен выше темпов инфляции. Это принципиально, без этого мы ничего остального не решим. Поэтому бюджет реальный, сложный, и его надо исполнять.

- Насколько вам лично интересна нынешняя должность? Можно ли оценить, что она дала вам в личностном и профессиональном плане?

- Я бы сформулировал вопрос несколько иначе - что город и его жители получат от работы нашей команды в течение пяти лет. Я понимаю, что мы можем сделать для города. И если мы это выполним, то это и будет моим личным результатом.

- Из того, что вы уже сделали, чтобы отметили как знаковое?

- Многое я уже перечислил... В самом начале была сделана очень важная штука, которая нам помогает жить и работать. Мы структурировали всю свою работу и все свои задачи на шесть блоков: планово-бюджетный, городского хозяйства, социальной сферы, общественной безопасности, экономического развития и пространственного развития. По этим блокам мы и выстраиваем свою работу, между прочим, очень дисциплинирует.

Также мы капитально и системно приводим школы в нормативное состояние и решаем проблемы получения ими пятилетних лицензий. Сегодня такой постоянной лицензией обладают десятка два из 159 школ, остальные, как на ниточках, из года в год ее продлевают, имея ворох предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора - нам надо от этого уходить. В прошлом году мы начали и в этом закончим реализацию программы по получению пятилетних лицензий всеми школами. Это небывалое событие, после которого возьмемся за садики. Уже в этом году начнем решать проблему по дошкольным учреждениям. Но по ним будет еще сложнее: их 250, а предписаний - еще больше.

Еще один результат носит больше управленческий характер, но он очень важный, и не могу о нем не сказать - мы системно изменили подход к самостоятельности наших бюджетных учреждений в социальной сфере. До этого у них "отбирались" все деньги, централизовались в этом здании на Ленина, 23, и отсюда делались все закупки. Мы перешли к децентрализованной системе - все руководители школ сами решают что закупать, руководят конкурсом и самостоятельно проводят закупки.

Такого ранее никогда не было. Опять же это долгоиграющая штука, которая не сразу даст эффект. Но если мы говорим о перспективе, то уверен, что через три года в большинстве своем мы увидим совсем других директоров. Не людей, которые ходят с протянутой рукой по спонсорам, родителям и еще Бог знает кому, а уверенных руководителей, которые имеют долгосрочные планы, у которых есть достаточно денег и которые, собирая родительскую плату и получая бюджетные средства, самостоятельно решают вопросы функционирования своих учреждений. Это очень важная вещь.

- Что можете сказать относительно строительной части?

- Очень долго страна и города развивались по принципу обособленности строительной части. В ней строители сами решали где, как и что возводить. В результате, города наскребли столько проблем, что не горюй. В связи с этим мы определили ключевую задачу данного блока как "пространственное развитие", то есть на сегодняшний день наша главная задача понять, куда город развивается, где территория под застройку, а где под зоны отдыха, какие нормативы действуют и что они разрешают строить на том или ином куске земли.

Иными словами, блок "Пространственное развитие" - это штаб. Непосредственно вопросами строительства будут заниматься другие - кто работает с бизнесом, привлекает в эту отрасль инвестиции, но штаб должен анализировать и понимать где и как все сделать, какие транспортные коридоры должны работать и так далее. Задачка пространственного развития - быть координатором развития всей городской среды обитания.

- То есть мы сейчас говорим о главном архитекторе?

- Мы сейчас говорим о заместителе главы администрации Лилии Николаевне Ширяевой. В ее ведении находится два ключевых подразделения - управление земельных отношений и департамент планирования и развития территории города. Вот эта совокупность и называется "Пространственным блоком".

Это очень сложный блок еще и потому, что у нас в 2006 году вступили в силу и заработали новые Градостроительный и Земельный кодексы. По сути, здесь произошла революция. Однако бюджетный сектор эту революцию прожил еще в 2000 году, когда был принят новый Бюджетный кодекс. Тогда тоже было крайне тяжело, столько там было "ломок" и тому подобное... Вот сейчас в градостроительной сфере страны происходит такой же сложный, болезненный период. Но, несмотря на все проблемы, которые у нас здесь есть, я считаю, что мы сделали несколько ключевых вещей. Во-первых, и, наверное, самое главное - утверждены Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) города. Разное к ним может быть отношение, есть те, кто их критикует, но это нормально. Для того и население, чтобы критиковать власть. Вернее, для того и власть, чтобы населению было кого критиковать.

Мы, безусловно, будем их дорабатывать, но все-таки ПЗЗ - это тот документ, на который в данный момент можно опираться, от которого можно исходить в дальнейшей проектировке градостроительных планов. Это основа всей нашей пространственной политики, градостроительная конституция. Точнее, конституция - это наш генплан, а Правила землепользования и застройки - главный закон, правила по развитию города.

Во-вторых, мы запустили процедуру публичных слушаний. Не просто было. Были и конфликты, и растаскивание спорщиков по разным углам. Но надо учиться, иначе нельзя. В результате, публичные слушания стали реальным инструментом выявления мнений жителей города. Они предохраняют от ошибок чиновников. В прошлом году уже прошло около 70 слушаний, и теперь они стали реальным инструментом согласований различных мнений.

В-третьих, мы перешли на аукционное размещение земельных участков. Если до этого все понимали, что надо приходить в город и "договариваться", то теперь необходимо готовиться к торгам. Конечно, здесь мы тоже только в начале пути. К примеру, недавно у нас состоялись первые серьезные масштабные торги - пять земельных участков одним лотом были выставлены под автозаправочные станции и ушли за 52 миллиона рублей. Их приобрел "ЛУКОЙЛ-Пермнефтерподукт".

В-четвертых, мы вышли и удерживаем очень высокие (по сравнению с тем, что было) темпы ввода жилья. По итогам 2007 года на территории города введено около 505 тысяч квадратных метра жилья. Для понимания, предыдущий максимальный показатель был достигнут в 88-м году - 501 тысяча квадратных метров, когда были самые активные по вложениям в жилье времена - строились микрорайоны Парковый и Садовый.

Если говорить по блоку экономического развития, то мы стали реально привлекать бизнес через реализацию земельных участков. Мы подготовили большой аукцион по конкурсу на освоение территории микрорайона Ива-1, он состоится 28 февраля. В прошлом году рост инвестиций в экономику города составил 17% - выше чем за многие годы. Получается, что растут и доходы населения. Я считаю, что мы находимся в фазе экономического роста. К примеру, в Перми одна из самых высоких заработных плат в стране.

В этом же блоке у нас находится приватизация имущества. Мы же понимаем, что суть его - передача муниципального имущества бизнесу для более эффективного использования. Мы вышли на объемы приватизации более 60 тысяч квадратных метров недвижимости в год. Это основа наполняемости бюджета.

Кроме того, для меня очень важно, что 76% жителей нашего города добровольно выбрали форму управления своим домом. Это значит, что мы создали для этого благоприятную среду, условия. К тому же в прошлом году мы выделили более полумиллиарда рублей на капитальный ремонт тем горожанам, которые выбрали способ управления своими домом. Для справки, в этом году мы выделим на капремонт миллиард рублей. И напоследок скажу, что в прошлом году мы в два раза увеличили число снесенных аварийных домов - было ликвидировано более 40 тысяч аварийного и ветхого жилья. К 2011 году мы ставим перед собой цель полностью избавить город от ветхого и аварийного жилья, или, как минимум, определиться со сроками расселения такого жилфонда, а это не много не мало -порядка 370 тысяч квадратных метров.

- Как так получилось, что в прессе чаще встречается имя Игоря Шубина, а не ваше, ведь фактически вы руководите финансовыми процессами в Перми?

- Это совершенно логично, ведь высшее лицо в городе - это глава города, как по уставу, так и в жизни. Он публичное лицо и представляет город во всех взаимоотношениях, заключает все публичные соглашения. Кроме того, он возглавляет думу и всенародно избирается. Наша цель - максимально эффективно исполнять поставленные мэром задачи и уметь находить путь движения дальнейшего развития города.

- Радио и музыка для вашего автомобиля...

- "Ретро" и "Ностальжи" - это не название станций, это стиль. (Смеется.)

- Милостыню подаете?

- Да.

- Среди спортивных мероприятий предпочтете посмотреть чемпионат мира по футболу или летние Олимпийские игры?

- Я бы и то, и другое рад посмотреть, но боюсь не очень-то получится. В целом предпочитаю игровые виды спорта, но больше всего люблю футбол и баскетбол.

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- Я достаточно традиционен и предпочитаю выезжать с семьей и друзьями за город. Это наиболее оптимальный для меня вид отдыха.

- Насколько ваши обязанности накладывают свой отпечаток на личную жизнь?

- Это надо мою жену спросить. (Смеется.) Но я боюсь, что сильно накладывают.

- Но на отдых время ведь находите?

- Нахожу время на воспитание детей, а это - самое главное.


Алиса КОЧЕТКОВА, специально для 59.ru

59.ru

19.02.2008

Док. 627632
Перв. публик.: 19.02.08
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Кац Аркадий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``