В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инфернальная тень булгаковского романа Назад
Инфернальная тень булгаковского романа
Инфернальная тень булгаковского романа, по театральным легендам, падающая на все попытки его воплощения, накрыла фильм Юрия Кары и пребывающую там Маргариту - Анастасию Вертинскую: непостижимым образом фильм Мастер и Маргарита не вышел на экраны ни в 1994 году, ни позже... Конечно, зная это лицо и этот голос, можно закрыть глаза и представить себе Маргариту - А. В., лучшую из всех возможных. "Боги, боги мои! Что было нужно этой женщине?" "Непонятный огонек", которым Булгаков наделил свою святую ведьму, так или иначе горит во всех героинях А. В. То, что им нужно на самом деле, видимо, лежит за пределами земного опыта. Даже бурно-комично сыгранная А. В. уморительная придурковатая мамаша в фильме В городе Сочи темные ночи томится этим "огоньком" и злится, мельтешит, бушует - чрезмерно, слишком, не в размер повода.

Ассоль-Офелия шестидесятых, А. В. к восьмидесятым годам избавляется от всяких лирических туманов. Актриса с исключительным чувством стиля, она работает остро и чеканно в любых картинах. Но недаром в ее фильмографии так много экранизаций, а в списке ролей так мало "наших современниц". Нет у А. В. никаких таких "современниц", от имени и по поручению коих она обязана говорить. Где-то в других временах, а может, и в других измерениях обретаются ее родственницы и соплеменницы. Там же, вероятно, находятся и те чувства, которые женщины, подобные А. В., должны испытывать, и те предложения, на которые им приличествует отвечать. "Зла, добра ли? Ты вся - не отсюда..." (Блок). Печать естественного (врожденного) аристократизма вынуждает к существованию избирательному. В кичевом триллере Жажда страсти А. В. утончается до бесплотно-декоративного призрака женщины начала века, раздваивается и со звериной нежностью ласкает самое себя, уничтожая тех, кто стоит на пути этой страсти. Божественного юношу, погибшего от несказанной любви к самому себе, звали Нарциссом - но женщинам в мифологическом пространстве аналогичной судьбы не положено имени. Что-то роковое, страдальческое, надрывно зловещее излучал картинно-изысканный облик А. В. Таким несчастьям нет исхода, и подобной жажде нет утоления. Известно, среди каких болот горят эти огоньки и с кем нужно сговариваться, дабы попасть на единственный долгожданный бал... Но - не вышло.

МОСКВИНА Татьяна. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб.: Сеанс, 2001.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=159

Док. 627661
Перв. публик.: 03.06.01
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Карогодин Юрий Николаевич
  • Вертинская Анастасия Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``