В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анастасия Вертинская // Актеры советского кино Назад
Анастасия Вертинская // Актеры советского кино
В героинях Анастасии Вертинской зрителей привлекала какая-то поэтическая загадочность, природная грациозность их внешнего облика. Обаяние красоты и юной женственности заставляли примириться с робостью и скованностью, которые проскальзывали в каждом движении начинающей киноактрисы.

О роли в фильме "Гамлет"

Двум образам не повезло в этой великолепной шекспировской картине, и оба они - женские: королеве и юной дочери Полония. Офелия выглядит в фильме чересчур искусственной. Она вся до последнего, еле заметного движения "сделана" режиссером. Постановщик даже нашел в этой "сделанности" прием, на котором строит весь образ. Офелия появляется в фильме в тот момент, когда она исполняет медленный и церемонный танец. Заученные и безжизненные движения, безжизненно-непроницаемая маска на лице. Да ведь это механическая кукла на крышке старинной музыкальной табакерки исполняет свой постоянный танец под перезвон простенькой мелодии![...]

Да, нас вновь пленяют поэтичность и девственная ясность внешнего облика Офелии-Вертинской. Но мы хотим видеть в этой роли большее, хотим проследить глубину переживаний, развитие и переходы человеческих чувств. Но тщетно. Внешние движения актрисы не таят под собой движений внутренних. [...] И даже сумасшествие Офелии подается в фильме как нарушение механического организма: в игрушке-кукле выскочил винтик, и она теперь то пытается снова станцевать, то говорит невпопад какие-то слова, но все с тем же застывшим выражением на лице.[...]

О роли в фильме "Война и мир".

Необычным для актрисы оказался эпизодический характер роли - в четырех небольших сценах она должна была вместе с режиссером создать образ, который не затерялся бы среди огромного количества персонажей, населяющих кинороман.

В отличие от многих второстепенных персонажей первой серии экранизации "Войны и мира" в образе княгини Лизы мы ощущаем внутреннее движение и цельность, которой актриса добивается не однозначностью внешнего рисунка, а развертыванием в разных по характеру сценах единой концепции роли. Вот в первой сцене фильма - в сцене раута у Шерер княгиня сидит за столиком и щебечет о чем-то с одним из гостей. Она кокетливо и даже жеманно смеется, и мы видим, что это - всего лишь избалованное, капризное дитя. С тем же выражением избалованной детскости на лице она появляется в комнате, где князь Андрей разговаривает с Пьером. Однако, убедившись, что муж не реагирует на ребячливость ее тона, княгиня резко его меняет. Перед нами уже не кокетливая девочка, но женщина, которая не просит, а настаивает: князь Андрей не должен уезжать в армию. Во всем внешнем поведении и в голосе актрисы происходит удивительная перемена - появляется выражение властной настойчивости. Но княгиня остается при этом сама собой, ибо ее настойчивость - это настойчивость каприза, недаром она так раздражает Болконского.

И в последующих сценах с участием княгини Лизы, происходящих в имении Болконских, Вертинской удается в самых драматических положениях сохранить ощущение инфантильности характера ее героини. Княгиня, беременная, сидит за домашней работой и прислушивается к самой себе и к жизни существа, которое вскоре должно появиться на свет. Молодая женщина удивлена и восхищена тем, что происходит внутри нее. Ее наивная радость настолько трогательна и беззащитна, что княжна Марья не решается передать страшную весть о смерти Андрея.

В этой сцене перед нами совсем новая Анастасия Вертинская: мы ясно читаем каждый штрих внутренних душевных движений ее героини. Посмотрите: княгиня чувствует что-то неладное в поведении невестки и одновременно старается прогнать от себя это чувство, ибо подозрение слишком страшно.

Недоумение счастливого в прошлом ребенка перед внезапным и ужасным страданием живет в глазах княгини и в эпизоде ее родов и смерти. Она так и не поняла, даже в последние минуты, ни смысла жизни, ни смысла своей боли, и на мертвом ее лице навсегда застыло вопрошающее, по-детски удивленное выражение.

В немногих сценах фильма "Война и мир" Анастасии Вертинской пришлось передать разные чувства, и она сделала это с ощущением внутренней актерской свободы и естественности поведения на экране. Перед нами уже не условно выражаемые, а истинные движения живой человеческой души.

НЕХОРОШЕЕВ Л. Анастасия Вертинская // Актеры советского кино. М.: Искусство, 1967. Вып. 3. С. 25-35.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=159

Док. 627662
Перв. публик.: 03.06.80
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Вертинская Анастасия Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``