В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гражданочка, горожаночка, мещаночка, провинциалочка или столичная штучка Назад
Гражданочка, горожаночка, мещаночка, провинциалочка или столичная штучка
Гражданочка, горожаночка, мещаночка, провинциалочка или столичная штучка - все, что она играет, и как она играет, и какими при этом пользуется хитрыми, глазу не видимыми приспособлениями, - всюду будут прилагаться уменьшительные и не всегда ласкательные суффиксы. Ольга Волкова - большая актриса, которая играет маленькую женщину как маленького человека - в том самом, традиционном русском понимании.

У нее почти не было главных ролей, как правило, эпизоды, иногда вовсе крохотные. В цейтноте эпизодической роли О. В. - неизменно дисциплинированный мастер своего дела. Ее жанр - жанр скороговорки (также и в буквальном смысле - она умеет нанизывать слова быстро-быстро-быстро). Но и шире - в коротких экранных "выходах". О. В. способна сыграть прошлое и будущее одновременно с настоящим - уместить все то, что именуется человеческой судьбой, в считанные, скупо отмеренные минуты.

В своих перевоплощениях она обходится малым: кудельки и талия в рюмочку (модистка-француженка), фартушок и кружевная наколка (официантка в привокзальном ресторане), шестимесячная завивка и кримпленовый костюмчик (совслужащая с зарплатой 120 рублей плюс прогрессивка). Она внесоциальна, вневременна - как вневременно и внесоциально женское неблагополучие. Героини О. В. (и бедовые бабенки-разведенки, и аляповатые профурсетки - бывшие красотки, и некогда "девушки его мечты" - ныне заезженные клячи, и в прошлом деятельницы с идеалами - а теперь потухшие и высушенные карьеристки) могли быть добродушными или ядовитыми, привлекательными или так себе, вкрадчивыми кошечками или змеюками подколодными - и только счастливыми они не были никогда.

В девяностые кинематограф наконец снял актрису с "эпизодного" пайка и расщедрился на несколько "среднеметражных" ролей.

Увы, в Небесах обетованных О. В. не избежала общего бесстилья: острая эксцентричность нещадно эксплуатировалась, а привычно жесткий самоконтроль не сработал.

Ее роли в Колечке золотом... и Тоталитарном романе объединяет тема смирения, но равно богатое содержание этих работ не только различно, но и противоположно. Варвара Цыбукина из Колечка золотого... - то ли супруга, то ли приживалка в доме лавочника, нажившегося на торговле дурным зельем. Она уютно хлопочет по хозяйству, исправно подает нищим от щедрот своих, подливает маслица в многочисленные лампадки. Украдкой зевнет, прикрыв рот ладошкой, достанет графинчик из шкапчика угоститься, мелко перекрестится и дальше посеменит уточкой, ох-тех-тех, грехи наши тяжкие... Следуя добрым ее наставлениям, старик женит своего ничтожного сына, а затем отпишет землю несчастному внуку - и останется соломенной вдовой безответная Липочка, страшной смертью погибнет ее младенец. О. В. умно и безжалостно играет великую пошлость ханжества как вечного зазеркалья примиренного со злом благочестия, благие намерения, которыми дорога известно куда выстелена.

Иное смирение - у ее Гертруды Францевны в Тоталитарном романе. Немка, переселенная на край света в вагоне для скота, одна из тех самых щепок, разлетевшихся после рубки леса. Кажется, она для того и существует в фильме, чтобы возник "второй план" (оттеняющий, высвечивающий) для "первоплановых" главных героев. Там - через край полнота жизни и чувств. У нее - глубоко упрятанная память о том, что жизнь когда-то была. Там - жажда быть на виду, совершать поступки, любить и быть любимым. У нее день да ночь - сутки прочь, спасибо и за это. Бесслезное спокойствие конченной жизни и сбереженная совесть как последнее достояние. Все прочее - сокровища прошлого или хлам настоящего - она уже отдала или готова отдать без боя.

Именно в этой роли облекается в слова своеобразное жизненное кредо ее героинь: живу, как миллионы других людей, и так жить - можно. Не борьба с жизнью, и не страдание, и не несчастье, и даже не усталость, а то состояние человека, которое наступает после и уже навсегда. Вот это и есть эволюция темы О. В. Ей, актрисе малых форм, кино и по сей день не сподобилось предложить ни одной заглавной роли. Однако масштаб ее экранного образа можно считать грандиозным: прототипам ее героинь имя - легион.

АРКУС Любовь. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=167

Док. 627741
Перв. публик.: 03.06.01
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Волкова Ольга Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``