В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Творчество Эдуарда Володарского опровергает расхожее представление Назад
Творчество Эдуарда Володарского опровергает расхожее представление
Творчество Эдуарда Володарского опровергает расхожее представление о том, что у советской кинодраматургии всегда отсутствовала школа, сценарии получались только благодаря талантливому самовыражению писателей, работающих для кино, и потому литературный подход подменял собою законы сценарного ремесла. Э. В. - профессионал-прагматик, на том стоит. Он, в частности, осуществил превращение детектива военного в детектив социальный, криминальный и политический: поначалу как партизан пера, а потом как генерал он участвовал в тотальной трансформации жанра. Его сценарии спасли не одного бездарного режиссера в шестидесятые и семидесятые годы - имя Э. В. гарантировало по крайней мере крепкую историю, где концы сходились с концами и герои были наделены способностью изъясняться по-человечески, а не языком газетных передовиц. Его умение конструировать сюжеты привлекало и таких требовательных авторов как Никита Михалков (Свой среди чужих, чужой среди своих) и Алексей Герман (Проверка на дорогах, Мой друг Иван Лапшин). Здесь более всего интересно, что Э. В. приглашали строить то, что затем подлежало разрушению - он сочинял крепкие сюжеты для не просто бессюжетного, а антисюжетного кино. Очевидно, однако, что режиссеры, обращавшиеся в таких случаях к строителю-профессионалу, делали отнюдь не случайный и глубоко верный выбор: чем вернее и грамотнее была драматургическая схема, тем больше энергии она сообщала авторам для ее опровержения или наполнения самыми неожиданными смыслами.

В десятилетие перемен он вошел именно как соавтор сценария культового Лапшина... Закономерно, что последующие сценарии Э. В. развивали отдельные темы, характеры, ситуации, интонации этого фильма. Каждая из вариаций была сделана с жанровой чистотой и доступностью: и то и другое - принципиальные отличия почерка сценариста.

Сложную поэтику Лапшина... он как бы адаптировал к жанру - именно в его "постлапшинских" сценариях возникло и утвердилось на экране "мягкое ретро" - самая востребованная стилистика перепада девяностых, выводившая из забвения незаметных жителей сталинского материка. Кинодраматургия Э. В. не отличается радикальностью исторического комментария или психологическими прорывами в исследовании характеров, но любая авторская история Э. В. - в диапазоне от криминальной мелодрамы (Прощай, шпана замоскворецкая...) до психологического триллера (Бездна...) и от социальной драмы (А в России опять окаянные дни) до боевика (За последней чертой) - молодцевато рапортует о выполнении задач, которые поставили перед драматургом тема, жанр и режиссер.

ДРОЗДОВА Марина. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=168

Док. 627742
Перв. публик.: 03.06.01
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Михалков Никита Сергеевич
  • Володарский Эдуард Яковлевич
  • Герман Алексей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``