[...] Принято считать, что война - занятие мужское и суровое, не терпящее сантиментов. Поэтому на войне настоящие мужчины разговаривают только матом. Поэтому, если ты хочешь выглядеть как настоящий мужчина, ты должен говорить матом.
Известно, что фильмы, в которых звучит мат, имеют проблемы с показом (особенно на TV). Если автор считает, что нефильтрованная достоверность и искренность героев для него важнее, чем проблемы с прокатом, то он оставит все как есть. А если автор хочет показать, что его окопная Правда важнее кабинетной этики (про цензуру вообще не говорю) - то в его фильме прозвучит мат.
Мат (больше или меньше) есть во всех фильмах о Чечне. А вот Правда у всех своя. Иногда демонстрация собственной неподцензурности становится самодостаточной.
В фильме Игоря Волошина "Сука" (Свердловская к/ст, 2001) несколько бойцов вечером в казарме, где-то в Чечне, просто беседуют для времяпрепровождения. Камера как бы принята в свой круг, и на нее как бы не обращают внимания. За каких-нибудь 10-15 минут экранного времени герои постепенно лексически раскрепощаются. Неопределенные артикли и междометия проскакивают все чаще, за ними следуют сначала сальные анекдоты, а затем похабные псевдоюнкерские вирши. Беседа на глазах превращается в увлекательное соревнование в срамословии. А наутро идут на операцию, где-то пробираются по кустам, стреляют. Оказалось - свой БТР подбили. Звучит чья-то реплика: "Бардак!" Действительно, если на уме похабщина, то и воюешь так же - других мыслей фильм не вызывает.
Кстати о названии. Собака в фильме присутствует, но кобелек детского возраста. А "сука" - это просто ругательство. [...]
ВОСТРИКОВ А. Точки на экране // Сеанс. 2006. N 25/26.