В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Секретариат правления СК СССР принимает решение о выдвижении на Государственную премию СССР Владимира Высоцкого (посмертно) Назад
Секретариат правления СК СССР принимает решение о выдвижении на Государственную премию СССР Владимира Высоцкого (посмертно)
Владимир Высоцкий, сыгравший более чем в тридцати фильмах, при жизни не удостоился даже звания "заслуженного". Впрочем, вручение Государственной премии артисту из рук государства, по отношению к которому он находился в явной и неприкрытой оппозиции, в свое время вряд ли выглядело бы уместным и естественным. В любом случае, кинематографическая жизнь Высоцкого складывалась нелегко, а премии и звания мало что здесь смогли бы исправить. Зритель в течение многих лет, со времен Вертикали (1966), отдавал предпочтение его песням перед его же актерскими работами, и только всенародно любимому Глебу Жеглову (Место встречи изменить нельзя, 1979) "простили" отсутствие песен. Вопреки всякой логике, Высоцкому не суждено было воплотить в кино современного героя, и лучшие свои роли он сыграл в исторических фильмах и экранизациях классики (Плохой хороший человек, 1973; Маленькие трагедии, 1979; Служили два товарища, 1968; Интервенция 1968; Место встречи изменить нельзя). На его Жеглова, более напоминавшего городского волка-одиночку, нежели сотрудника органов, работала актерская репутация "инакомыслящего". Да и раньше полулегальное существование Высоцкого в советской культуре "впечатывалось" в его киногероев. Само звучание его голоса казалось отзвуком некоей "крамолы", и потому его песни за кадром иногда "передоверяли" чужим голосам: в фильме Я родом из детства (1966) - Марку Бернесу, в Последнем жулике (1966) - Николаю Губенко, в Одиножды один (1974) - Анатолию Папанову, в Вооружен и очень опасен (1977) - Людмиле Сенчиной.

Были, однако, потери посерьезнее песен. Так и не получилось его сотрудничество с Андреем Тарковским: в Ивановом детстве предназначенную Высоцкому роль сыграл Валентин Зубков, а в окончательную версию Андрея Рублева не вошел эпизод с его участием. По разным причинам он не снялся в фильмах Один из нас, Прошу слова, Вторая попытка Виктора Крохина. Он не сыграл именно те роли, которые были как будто предназначены для него - ни Беню Крика в экранизации Исаака Бабеля, ни Остапа Бендера в 12 стульях, ни Пугачева в фильме Алексея Салтыкова. Не состоялся и его режиссерский дебют по сценарию "Венские каникулы", который написал вместе с ним Эдуард Володарский. Посмертная Госпремия, разумеется, не может ничего добавить к списку неосуществленного и несбывшегося в кинематографической биографии Высоцкого.

КОВАЛОВ О. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1115

Док. 627772
Перв. публик.: 03.06.86
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Володарский Эдуард Яковлевич
  • Папанов Анатолий Дмитриевич
  • Салтыков Алексей Александрович
  • Тарковский Андрей Арсеньевич
  • Высоцкий Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``