В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Blow up, или Герой безгеройного времени-2 Назад
Blow up, или Герой безгеройного времени-2
[...] И вот с чужим, со страхом и упованием доверенным "UHER"oм отправляюсь на Котельники, к Андрею Вознесенскому и Зое, где будет петь объявившийся и, говорят, неканонический "бард", молодой артист Таганки Высоцкий.

У каждого свое воспоминание о первом столкновении с феноменом Высоцкого. Для меня это ощущение неожиданной, накатившей почти физически силы звука. Трудно было представить, что этот парнишка, сложения почти тщедушного, с лицом обыкновенным и ширпотребной гитарой, начав непритязательно с чужого "Течет речечка, да по песочечку...", сможет голосом приподнять нас со стульев, а потом приплюснуть к ним, а магнитофон, непредусмотрительно настроенный на средний регистр, сразу и безнадежно зашкалит.

Это было начало, и в юношеском его голосе еще не было бешеной, задыхающейся хрипоты последнего дыханья. Зато из удали звука, из затейливой блатной экзотики вылуплялась наисовременнейшая, грубая и изнаночная, но чистейшая лирика "Нинки" и будоражила неожиданная громкость исповеди.

Блатарь был всего-навсего первым из множества его вне-сценических образов, но мы еще не знали этого, а артистизм создателя был такой высокой пробы, что образ готовы были посчитать за автопортрет. Это сразу создало вокруг Высоцкого то электрическое облако популярности и опаски, которое искрило и давало разряды до самой его смерти. [...]

[...] Высоцкий создал свой личный акустический взрыв, без синтезаторов и усилителей, с помощью одной пары легких и голосовых связок, с одной - не электрической - гитарой. Магнитофоны и микрофоны явились потом.

Теперь, посмертно, нередко ощущается тенденция к пьедестальности восприятия Высоцкого: поэт, автор своих песен, положенных на бумагу. Это пьедестальнее, но и стерильнее: к нам обращенное слово Высоцкого рождалось не пишущей рукой, а хрипящей гортанью, и звук, сила его, - не вторичный признак, а суть. Так же, как его широко распетые не гласные, а согласные; и не только звонкое, раскатное "р-р", но и совершенно глухое, тупое, но от этого не менее агрессивное "т-т":

Идет-т охот-та на волков,

Идет-т охот-та...

Именно в кустарности (хорошо бы сказать в рукотворности, да глупо), в неоснащенности его громкости техникой, через ее живую физиологию приоткрывается, быть может, и смысл. Ведь добывалась она не только из связок, но и из личности. Она была антиподом пониженного голоса, тихости, молчания. Он один кричал от имени всех и за всех на пределе возможностей органа, как говорили встарь. [...]

И не зря же в "земле людей", сочиненной Высоцким, можно найти чуть ли не все профессии, хобби и состояния - спортсменов и рекордсменов, самолетных пилотов и пассажиров, автомобилистов, физиков и лириков, мужской и женский пол; можно услышать город, пригород и деревню и старые погудки на новый лад. И хотя природа не отпустила ему могучей грудной клетки и выдающегося органа, он озвучил всех нас. И во всех - ломая социальные барьеры - нашел отклик. Кричал и докричался.

И было бы неблагодарно теперь центрифугировать в нем высокое (поэзия, Гамлет) от прочего "высоцкого". Он - законный наследник фольклора подворотни, уличного романса, безымянной блатной лирики. Здесь он нашел дикорастущий жанр городской баллады, пригодный для многого, возделал его терпеливо и получил плод - неповторимый интонационный строй. Отсюда же заимствовал он и первое в цепи перевоплощений - хулигана (старая бродильная закваска российской поэзии). В этом традиционном образе он впервые нарушил вместо Уголовного кодекса общественную тишину и моральное благообразие, продираясь голосом сквозь тупость и твердость согласных, как сквозь кляп во рту.

Об этом бунтующем начале надобно не забывать и тогда, когда, обдираясь о собственное неблагозвучие, он выбился в Гамлеты. [...]

Наверное, не случайно, что он сумел-таки прорваться сквозь строй согласных к гласным, к полногласию:

Я коней напою-у-у,

я куплет допою-у-у,

Хоть мгновенье еще постою-у-у

на краю-у-у...

И громкость, завоеванная врукопашную, стала достоянием звукозаписи и посмертной славы.

ТУРОВСКАЯ М. Blow up, или Герой безгеройного времени-2. М., 2003.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1115

Док. 627776
Перв. публик.: 03.06.03
Последн. ред.: 03.06.10
Число обращений: 0

  • Вознесенский Андрей Андреевич
  • Высоцкий Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``