В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Авербах и Динара Асанова не умели лгать Назад
Илья Авербах и Динара Асанова не умели лгать

Илья Авербах и Динара Асанова не умели лгать

А почему конверт вскрыт? Зинка Бегункова (Светлана Смирнова) и Вера Ивановна (Ирина Купченко).
А почему конверт вскрыт? Зинка Бегункова (Светлана Смирнова) и Вера Ивановна (Ирина Купченко).
Фото: из архива `КП`.

Свои лучшие ленты знаменитые режиссеры сняли на `Ленфильме`

Игорь КАРАСЕВ — 17.04.2008
(Продолжение. Начало см. в номерах `КП` от 21 февраля, 6, 13, 20, 27 марта, 3, 10 апреля)

Кусок хлеба будет всегда

В 1975 году на знаменитой студии Авербах снимал картину `Чужие письма`. Она повествовала о 16-летней школьнице Зине Бегунковой. Девушка росла в неблагополучной семье, характер имела вздорный. Она привыкла, что все и во всем подчиняются только ей. И вот такому трудному подростку попыталась привить чувство добра учительница Вера Ивановна. Самым главным для Авербаха было точно выбрать актеров на главные роли. По радио сделали объявление: `Для съемок фильма `Чужие письма` требуется девушка лет 15-16, с карими глазами, невысокого роста`. Поток желающих попробовать себя на роль захлестнул студию. Когда режиссер сделал выбор и объявил, что будет снимать непрофессиональную актрису, начальство схватилось за голову: `Фильм серьезный, справится ли школьница?` Но опасения оказались напрасными. Старшеклассница в итоге так и не появилась на съемочной площадке. Вмешался случай.



На роль учительницы Веры Ивановны утвердили Ирину Купченко. Но ей требовалась актриса для подыгрыша. В ту пору студентка II курса ЛГИТМиКа Светлана Смирнова по своим делам как-то зашла на `Ленфильм`. Ее случайно увидел в коридоре Авербах и предложил несложную работу - помочь Купченко в подчитке текста. Когда Светлана начала читать свой монолог, у режиссера мелькнуло в голове: `Господи! Да вот же она, Зинка Бегункова. Такой я ее себе и представлял!` Так решилась судьба Смирновой. Фильм был снят. Предстояло его озвучить.


Илья Авербах всегда был принципиальным в творчестве.
Илья Авербах всегда был принципиальным в творчестве. Фото: из архива `КП`.

И тут у Авербаха закралось сомнение. Сыграть-то Светлана сыграла. Великолепно. Но работа по озвучанию - это совсем другое. Когда настал первый день работы в тон-ателье, Смирнова, нисколько не тушуясь, взяла в руки текст, надела наушники и с первого же дубля великолепно озвучила Зинку. В конце работы Авербах подошел к Светлане, пожал ей руку и сказал: `Света, на кусок хлеба, я знаю, ты всегда заработаешь. Это у актеров могут быть простои, а дубляж и озвучание нужны всегда`. Знаменитый режиссер как в воду смотрел. Несколько лет Светлана работала на студии `Киноактер` при `Ленфильме`. Дублировала фильмы. Ее голосом заговорили итальянские, американские, немецкие и индийские кинозвезды.



Он не умел врать

Жизнь Ильи Авербаха оборвалась очень рано. Он умер в Ленинграде 11 января 1986 года. Ему было чуть больше 50 лет. Вот что вспоминал однажды другой знаменитый режиссер Алексей Герман:



- Авербах умер больше не от болезни, а от творческого тупика. Рак, естественно, у него был. Но возник он у него от безысходности. У него ничего не получалось с `Белой гвардией` Булгакова. Он не знал, что делать с финалом. Ведь нужно было показать, как все счастливо закончилось, когда в Киев пришли большевики. На этом настаивало начальство. Но Авербах врать не мог, а правду говорить не разрешали.



СПРАВКА `КП`

Илья Авербах (1934-1986). Окончил Ленинградский медицинский институт (1958), высшие сценарные курсы при  Госкино СССР (1964). С 1967-го - режиссер киностудии `Ленфильм`. Заслуженный деятель искусств РСФСР.


Избранная фильмография: `Степень риска` (1969), l`Монолог` (1972), `Чужие письма` (1975), `Голос` (1982).



Динара Асанова объясняет мизансцену Валерию Приемыхову (слева) в фильме `Милый, дорогой, любимый, единственный...`.
Динара Асанова объясняет мизансцену Валерию Приемыхову (слева) в фильме `Милый, дорогой, любимый, единственный...`.
Слишком интеллигентный мальчик

В картинах Динары Асановой снимался молодой ленинградский журналист Дмитрий Савельев. Первая встреча с режиссером у него произошла в 1975 году на съемках картины `Ключ без права передачи`.



- На этот фильм попал случайно, - вспоминает Дмитрий. - В то время я был мальчишкой, увлекающимся историями о декабристах, стихами Пушкина. Однажды к нам пришла знакомая моей мамы и говорит: `Нужна массовка для картины Асановой. Митя хорошо читает Пушкина, а снимать будут сцену на Мойке, 12. Ты получишь 5 рублей, а Митя - трешку`. Мы с мамой согласились. Деньги по тем временам были хорошие. И вот собралась массовка. Стихи Пушкина читали Белла Ахмадулина, Михаил Дудин, Булат Окуджава, Иван Краско. Динара увидел меня в толпе, подозвала, спрашивает: `А можешь ли ты прочитать `Смерть поэта`?` Прочитал стихотворение с воодушевлением. Но на худсовете выяснилось, что материала снято слишком много. Вырезали Ивана Ивановича Краско и меня. Посчитали, что я слишком интеллигентен для толпы. Но крупный план со мной Асанова в фильме оставила.



В обкоме КПСС были недовольны квартирой

Еще одна встреча Дмитрия Савельева и Динары Асановой произошла спустя три года на фильме `Жена ушла`. Там Дима играл сына главных героев картины.



- Изначально в сценарии Виктора Аристова планировалось, что главные роли мужа и жены сыграют Марина Влади и Владимир Высоцкий, - вспоминает Савельев. - Но пока принимали сценарий, время ушло. Высоцкий уехал к Говорухину сниматься в сериале `Место встречи изменить нельзя`. Асанова вынуждена была искать новых актеров. Так в картине появились Елена Соловей и Владимир Приемыхов (это была его первая актерская работа в кино. - Прим. авт.).



Практически вся картина снималась в квартире Асановой. За это Динара получила большой втык. В обкоме партии посчитали, что она показала такие хоромы, в которых не мог жить простой советский человек. На самом же деле это была всего лишь со вкусом обставленная квартира интеллигентной семьи.



Один из любимых актеров Динары Асановой Алексей Петренко.
Один из любимых актеров Динары Асановой Алексей Петренко.

Больше всего запомнилось, как трогательно относился ко мне народный артист России Зиновий Гердт. Однажды рано утром за мной приехала машина. В этот день мне предстояла съемка очень сложного эпизода - у моего персонажа должна была случиться истерика. Раздираемый сомнениями, я сел на заднее сиденье. Тут ко мне поворачивается сидящий спереди мужчина: `Здравствуйте, молодой человек. Меня зовут Зиновий Ефимович`. И начинает спрашивать что-то о декабристах. Слово за слово мы разговорились и с того дня подружились. Знаменитый актер - он играл в фильме соседа - не поленился выяснить у Асановой, чем я увлекаюсь. Разговором на мою любимую тему  он попытался меня раскрепостить. Истерика получилась у меня очень даже натурально.

Жизнь Динары Асановой оборвалась в Мурманске, на съемках фильма `Незнакомка`. Апрельским вечером 1985 года она была на творческой встрече с мурманчанами. Когда вернулась в гостиницу, прилегла на кровать. А ночью у нее остановилось сердце…

СПРАВКА `КП`

Динара Асанова (1942-1985). После школы работала на киностудии `Киргизфильм`. Окончила режиссерский факультет ВГИКа (1968). На `Ленфильме` с 1974 года.
Избранная фильмография: `Не болит голова у дятла` (1975), `Никудышная` (1980), `Пацаны` (1982), `Милый, дорогой, любимый, единственный…` (1983).

 

http://kp.ru/print/article/24083.4/316493



Док. 627812
Перв. публик.: 17.04.00
Последн. ред.: 04.06.10
Число обращений: 0

  • Асанова Динара Кулдашевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``