Илья Авербах и Динара Асанова не умели лгатьА почему конверт вскрыт? Зинка Бегункова (Светлана Смирнова) и Вера Ивановна (Ирина Купченко). Фото: из архива `КП`. Свои лучшие ленты знаменитые режиссеры сняли на `Ленфильме`Игорь КАРАСЕВ — 17.04.2008 (Продолжение. Начало см. в номерах `КП` от 21 февраля, 6, 13, 20, 27 марта, 3, 10 апреля)
Кусок хлеба будет всегда
В 1975 году на знаменитой студии Авербах снимал картину `Чужие письма`. Она повествовала о 16-летней школьнице Зине Бегунковой. Девушка росла в неблагополучной семье, характер имела вздорный. Она привыкла, что все и во всем подчиняются только ей. И вот такому трудному подростку попыталась привить чувство добра учительница Вера Ивановна. Самым главным для Авербаха было точно выбрать актеров на главные роли. По радио сделали объявление: `Для съемок фильма `Чужие письма` требуется девушка лет 15-16, с карими глазами, невысокого роста`. Поток желающих попробовать себя на роль захлестнул студию. Когда режиссер сделал выбор и объявил, что будет снимать непрофессиональную актрису, начальство схватилось за голову: `Фильм серьезный, справится ли школьница?` Но опасения оказались напрасными. Старшеклассница в итоге так и не появилась на съемочной площадке. Вмешался случай.
На роль учительницы Веры Ивановны утвердили Ирину Купченко. Но ей требовалась актриса для подыгрыша. В ту пору студентка II курса ЛГИТМиКа Светлана Смирнова по своим делам как-то зашла на `Ленфильм`. Ее случайно увидел в коридоре Авербах и предложил несложную работу - помочь Купченко в подчитке текста. Когда Светлана начала читать свой монолог, у режиссера мелькнуло в голове: `Господи! Да вот же она, Зинка Бегункова. Такой я ее себе и представлял!` Так решилась судьба Смирновой. Фильм был снят. Предстояло его озвучить.
| Илья Авербах всегда был принципиальным в творчестве. Фото: из архива `КП`. |
|
И тут у Авербаха закралось сомнение. Сыграть-то Светлана сыграла. Великолепно. Но работа по озвучанию - это совсем другое. Когда настал первый день работы в тон-ателье, Смирнова, нисколько не тушуясь, взяла в руки текст, надела наушники и с первого же дубля великолепно озвучила Зинку. В конце работы Авербах подошел к Светлане, пожал ей руку и сказал: `Света, на кусок хлеба, я знаю, ты всегда заработаешь. Это у актеров могут быть простои, а дубляж и озвучание нужны всегда`. Знаменитый режиссер как в воду смотрел. Несколько лет Светлана работала на студии `Киноактер` при `Ленфильме`. Дублировала фильмы. Ее голосом заговорили итальянские, американские, немецкие и индийские кинозвезды.
Он не умел врать
Жизнь Ильи Авербаха оборвалась очень рано. Он умер в Ленинграде 11 января 1986 года. Ему было чуть больше 50 лет. Вот что вспоминал однажды другой знаменитый режиссер Алексей Герман:
- Авербах умер больше не от болезни, а от творческого тупика. Рак, естественно, у него был. Но возник он у него от безысходности. У него ничего не получалось с `Белой гвардией` Булгакова. Он не знал, что делать с финалом. Ведь нужно было показать, как все счастливо закончилось, когда в Киев пришли большевики. На этом настаивало начальство. Но Авербах врать не мог, а правду говорить не разрешали.
СПРАВКА `КП`
Илья Авербах (1934-1986). Окончил Ленинградский медицинский институт (1958), высшие сценарные курсы при Госкино СССР (1964). С 1967-го - режиссер киностудии `Ленфильм`. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Избранная фильмография: `Степень риска` (1969), l`Монолог` (1972), `Чужие письма` (1975), `Голос` (1982).
| Динара Асанова объясняет мизансцену Валерию Приемыхову (слева) в фильме `Милый, дорогой, любимый, единственный...`. |
| Слишком интеллигентный мальчик
В картинах Динары Асановой снимался молодой ленинградский журналист Дмитрий Савельев. Первая встреча с режиссером у него произошла в 1975 году на съемках картины `Ключ без права передачи`.
- На этот фильм попал случайно, - вспоминает Дмитрий. - В то время я был мальчишкой, увлекающимся историями о декабристах, стихами Пушкина. Однажды к нам пришла знакомая моей мамы и говорит: `Нужна массовка для картины Асановой. Митя хорошо читает Пушкина, а снимать будут сцену на Мойке, 12. Ты получишь 5 рублей, а Митя - трешку`. Мы с мамой согласились. Деньги по тем временам были хорошие. И вот собралась массовка. Стихи Пушкина читали Белла Ахмадулина, Михаил Дудин, Булат Окуджава, Иван Краско. Динара увидел меня в толпе, подозвала, спрашивает: `А можешь ли ты прочитать `Смерть поэта`?` Прочитал стихотворение с воодушевлением. Но на худсовете выяснилось, что материала снято слишком много. Вырезали Ивана Ивановича Краско и меня. Посчитали, что я слишком интеллигентен для толпы. Но крупный план со мной Асанова в фильме оставила.
В обкоме КПСС были недовольны квартирой
Еще одна встреча Дмитрия Савельева и Динары Асановой произошла спустя три года на фильме `Жена ушла`. Там Дима играл сына главных героев картины.
- Изначально в сценарии Виктора Аристова планировалось, что главные роли мужа и жены сыграют Марина Влади и Владимир Высоцкий, - вспоминает Савельев. - Но пока принимали сценарий, время ушло. Высоцкий уехал к Говорухину сниматься в сериале `Место встречи изменить нельзя`. Асанова вынуждена была искать новых актеров. Так в картине появились Елена Соловей и Владимир Приемыхов (это была его первая актерская работа в кино. - Прим. авт.).
Практически вся картина снималась в квартире Асановой. За это Динара получила большой втык. В обкоме партии посчитали, что она показала такие хоромы, в которых не мог жить простой советский человек. На самом же деле это была всего лишь со вкусом обставленная квартира интеллигентной семьи.
| Один из любимых актеров Динары Асановой Алексей Петренко. |
|
Больше всего запомнилось, как трогательно относился ко мне народный артист России Зиновий Гердт. Однажды рано утром за мной приехала машина. В этот день мне предстояла съемка очень сложного эпизода - у моего персонажа должна была случиться истерика. Раздираемый сомнениями, я сел на заднее сиденье. Тут ко мне поворачивается сидящий спереди мужчина: `Здравствуйте, молодой человек. Меня зовут Зиновий Ефимович`. И начинает спрашивать что-то о декабристах. Слово за слово мы разговорились и с того дня подружились. Знаменитый актер - он играл в фильме соседа - не поленился выяснить у Асановой, чем я увлекаюсь. Разговором на мою любимую тему он попытался меня раскрепостить. Истерика получилась у меня очень даже натурально.
Жизнь Динары Асановой оборвалась в Мурманске, на съемках фильма `Незнакомка`. Апрельским вечером 1985 года она была на творческой встрече с мурманчанами. Когда вернулась в гостиницу, прилегла на кровать. А ночью у нее остановилось сердце…
СПРАВКА `КП`
Динара Асанова (1942-1985). После школы работала на киностудии `Киргизфильм`. Окончила режиссерский факультет ВГИКа (1968). На `Ленфильме` с 1974 года. Избранная фильмография: `Не болит голова у дятла` (1975), `Никудышная` (1980), `Пацаны` (1982), `Милый, дорогой, любимый, единственный…` (1983). http://kp.ru/print/article/24083.4/316493
Док. 627812 Перв. публик.: 17.04.00 Последн. ред.: 04.06.10 Число обращений: 0
Асанова Динара Кулдашевна
|