В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Известный советский кинорежиссер Динара Асанова Назад
Известный советский кинорежиссер Динара Асанова
Асанова Динара Кулдашевна, известный советский кинорежиссер. Родилась в столице Кыргызстана. В 1970г. окончила московский ВГИК, мастерскую Михаила Ромма и Александра Столпера. С 1974 года работала на питерской киностудии "Ленфильм". В 1980 году ей было присвоено почетное звание - Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Скоропостижно скончалась в Мурманске на съёмках фильма "Незнакомка". Похоронена в Бишкеке на мемориальном Ала-Арчинском кладбище.

За 13 лет работы на "Ленфильме" Асанова создала 10 фильмов и телепостановок. И все время спешила, спешила работать. После её смерти о ней самой было снято 4 документальных фильма. В 1965 году Динара снялась в главной женской роли в кыргызском фильме "У каждого своя дорога".

Асанова являла собой образ человека, который сам себя создал. После окончания ВГИКа она поняла: на родине не сможет реализовать себя, и уехала в Ленинград. Как заметил питерский киновед Александр Поздняков, ей, девушке из Киргизии, было очень трудно: она приехала в большой город, решив покорить его. А вокруг был мир, принадлежавший мужчинам, - в кино главные позиции занимают мужчины.

Когда Динара привезла на родину свою дипломную работу "Рудольфио" (1970), и показала кинематографической общественности, Толомуш Океев, Суйменкул Чокморов и другие коллеги посмотрели и поздравили её. Геннадий Базаров прекрасно помнит этот момент: "И вот на этой знаменитой березовой аллее, на киностудии, я помню, как она сказала: "У меня есть вариант уехать в Ленинград". Выходит замуж, какие-то свои семейные обстоятельства... Я очень хорошо помню, как Суйменкул сказал: "Ну, куда ты поедешь, Динара? Здесь твои корни, здесь твой материал, знакомые тебе лица, есть о чем размышлять, о чем снимать. Куда ты поедешь? Зачем тебе это?" И когда сегодня, кто-то там из "заумных" начинает брюзжать, что вот ее здесь не приняли, вот ее здесь отвергли, это вызывает уже не улыбку, а раздражение".

Споры не прекращаются до сих пор, а мне каждый раз вспоминаются слова российского режиссёра Сергея Соловьева о тайне Динары Асановой, о том, что из этой тайны, они, знавшие её, хотя бы что-нибудь по-настоящему знали. Мне также не нравится высказывание одного известного кыргызского кинематографиста, который сказал мне: "Я не могу сказать, что она была какая-то незаурядная, нет, она просто была неравнодушным человеком в искусстве". Гораздо ближе к истине находится Алан Кубатиев, наш известный филолог, сказавший однажды: "Я был с ней знаком, но я же не знал тогда, что она очень талантливая, это стало понятно много позднее". А Базаров добавляет: "Я думаю, что её счастье, что её личная судьба так сложилась, что она прописалась в Ленинграде, там работала. Мне кажется, что ей где-то повезло: во-первых, она попала на одну из старейших киностудий страны, во-вторых, она оказалась в окружении очень интересных людей - драматургов, артистов, ставшими ее сподвижниками..."

Базаров прав. Критики как-то сошлись во мнении, что "Ленфильм" в творческом отношении вышел на ведущее место в стране. Ленфильмовские работы последних лет все- таки доказывали, что нам в большей степени, чем другим студиям удалось сохранить верность нравственным и художественным ценностям, - это слова Алексея Германа.

Все самые великие дела делаются тихо - шум поднимается потом.
Уехав в Ленинград, Динара не сразу получила постановку. Несколько лет длилось её ожидание. Фрижетта Гургеновна Гукасян, знаменитый ленфильмовский редактор, писала в своей книге о Динаре: молодая, стройная девушка сидела перед ней и ничего не говорила. Гукасян никак не могла заставить её говорить, но она помнила впечатление от картины "Рудольфио" и понимала, что Динара очень талантлива. А Фрижетта Гукасян знала многих вгиковцев, которые очень хорошо умели говорить, но на съемочной площадке ничего не могли делать.

В этой связи вспоминаются строки известного киноведа Людмилы Донец, которая в студенческие годы была соседкой Динары по комнате в общежитии: "...Динара была тихой девочкой. Замкнутой, "нутряной", застенчивой и деликатной. Она не только не первенствовала в разговорах, а вообще мало разговаривала. Не слишком гладко излагала свои мысли. Стеснялась. Отмалчивалась. Улыбалась своей ускользающей улыбкой. Была совершенно непохожа на режиссера, скорее на актрису - с ее восточной прелестью, точеной фигуркой, бархатными глазами. Когда через долгие годы мы встретились на премьере "Беды" в фойе Дома кино и Динара сказала, что будет говорить перед фильмом, я просто испугалась: что она может сказать? И глаза вытаращила, когда услышала со сцены ее спокойную, деловую, разумную речь. Вот тебе и тихая девочка! Выходит, я ее совсем не знала. Конечно, многое приходит с работой, с опытом, с успехом. Но ведь взялось откуда-то, проросло".

Динара Асанова - самый сильный кинорежиссер кыргызского происхождения, потому что каждый ее последующий фильм был лучше предыдущего. Обычно бывает, что самый лучший свой фильм режиссер снимает в начале творческого пути. Но Динара все время стремилась к совершенству, и потому мне кажется, что незавершенная "Незнакомка" была бы ее вершиной. Так считают многие коллеги, особо точные слова произнёс однажды известный режиссёр Альгимантас Видугирис, отметив, что Асанова прожила очень короткую жизнь, но оставила яркий незабываемый след в кинематографе. Расшевелила кинематографистов всего Союза, потому что примитивно, кондово, по старинке снимать после Динары уже было нельзя, потому что с Динарой в кино пришла новая эпоха.

Список работ режиссера:

1. "Ляля" (любительский фильм, 1960, Кыргызстан)

2. "У каждого свой шанс" (исполнительница главной роли, 1965, Кыргызстан)

3. "Рудольфио" (дипломный, короткометражный фильм, 1969, "Ленфильм")

4. "Не болит голова у дятла" (полнометражный художественный фильм, 1974) - Медаль и Диплом лауреата Второго Ленинградского смотра творческой молодежи присужден режиссеру Динаре Асановой в 1976г. В результате опроса кинокритиков включен в список 12ти лучших фильмов, показанных на экранах Кубы в 1978г.

5. "Ключ без права передачи" (полнометражный художественный фильм, 1976) - Приз и Диплом за лучшую кинорежиссуру Д. Асановой на X Всесоюзном кинофестивале в 1977г. Приз и Диплом "За лучшее исполнение мужской роли" Алексею Петренко X ВКФ в 1977г. Премия Ленинского комсомола Д. Асановой и актрисе Елене Прокловой за 1977г. Среди других призов: Специальный приз жюри X МКФ в Москве в 1977г., МКФ в Италии, Польше, Югославии и т.д.

6. "Беда" (полнометражный художественный фильм, 1977)

7. "Жена ушла" (полнометражный художественный фильм, 1979)

8. "Никудышная" (полнометражный художественный телевизионный фильм, 1980)

9. "Что бы ты выбрал?" (1981, телевизионный спектакль)

10. "Пацаны" (полнометражный художественный фильм, 1983) - Государственная премия СССР Динаре Асановой (посмертно), а также членам съемочной группы. Премия Всесоюзного кинофестиваля. Второе место в конкурсе "Лучший фильм года" по итогам опроса кинозрителей, проведенного журналом "Советский экран". Дипломы множества фестивалей.

11. "Дети раздора" (1984, телевизионный спектакль)

12. "Милый, дорогой, любимый, единственный" (полнометражный художественный фильм, 1984) - Диплом участника Каннского МКФ (Франция, 1985).

13. "Незнакомка" (съёмки велись в 1985, фильм не завершен)

О режиссере сняты фильмы:

1. "Товарищи: Динара Асанова" (1986, режиссер Ричард Дентон, Би-Би-Си)

2. "Очень вас всех люблю" (1987, режиссер Игорь Алимпиев, "Ленфильм")

3. "Динара" (1988, режиссер Виктор Титов, "Ленфильм")

4. "Динара Асанова" (2003, режиссёры Марина Чудина и Екатерина Харламова, "Ленфильм")

Источник: http://women.unesco.kz/view.php?id=137&print=1

Док. 627814
Перв. публик.: 04.06.00
Последн. ред.: 04.06.10
Число обращений: 0

  • Асанова Динара Кулдашевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``