В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Русская анимация: продолжение следует Назад
Русская анимация: продолжение следует
Андрей Хржановский дебютировал как режиссер в 1966 году, ему было 27 лет, и, пожалуй, именно он из той блестящей генерации аниматоров, и есть самый настоящий шестидесятник. Его эстетические поиски лежат в русле открытий всего нонконформистского искусства тех лет - с его протестностью, метафоризмом, иронией, соединенной с патетикой, и попыткой восстановить утраченную связь с мировым искусством. Хржановский был своим в кругах неофициального искусства и приглашал работать в своих фильмах авторов, которые были знаковыми фигурами для своего времени: сценариста Геннадия Шпаликова, художников Юло Соостера и Юрия Соболева, композиторов Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова, актеров Сергея Юрского и Иннокентия Смоктуновского. Первые фильмы Хржановского были притчами. Саркастический "Жил-был Козявин" рассказывал о чиновнике, который по приказанию начальства найти некоего Сидорова, словно машина, шел в направлении, указанном шефом, все прямо и вперед, через города, пустыни и моря. Он равнодушно прошибал стены и горы, разрушая и топча все на своем пути, пока, обойдя вокруг земного шара, не возвращался в свое учреждение, чтобы сказать, что Сидорова не нашел. Говорят, после этого фильма советские физики стали называть прямолинейное равномерное движение "эффектом Козявина".

Аллегория тупого разрушителя Козявина с государственной машиной была настолько очевидной, что зрители не могли представить себе, как этот фильм могла пропустить цензура. Зато второй знаменитый фильм-притчу Хржановского "Стеклянная гармоника" цензура уже "заметила" и положила "на полку" на целые 20 лет. Фильм-аллегория о судьбе искусства (игра на стеклянной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта, а через много лет в город приходил новый), весь был построен на превращении образов мировой живописи. Этого раньше почти не было в русской анимации (впрочем, элементы такого цитирования были и у Хитрука, и в "Козявине": чиновник разрушал мир, населенный деятелями искусства, взятыми со знаменитых портретов). В "Гармонике" заколдованные равнодушным "человеком в котелке" Магритта, уродливые хари средневекового искусства - Босха, Брейгеля, Арчимбольдо и страшилища Гойи, превращались в возвышенные лики с возрожденческих полотен и фигуры Эль Греко под музыку Шнитке, который всю эту изобразительную разность соединял с помощью музыкальной полистилистики.

Следующим открытием и, в некотором смысле "ноу-хау" Хржановского стали снятые им на рубеже семидесятых-восьмидесятых фильмы по рисункам и черновикам Пушкина. Для Хржановского сам черновик, его бегущая строка, становилась драматургической основой фильма: буквы свивались в пейзажи и фигуры людей, небрежные рисунки на полях рукописей, которые во множестве делал Пушкин, танцевали мазурку, спорили друг с другом и затевали интриги. Закадровый голос читал пушкинские стихи и письма, а сам поэт, изменчивый во многих своих летучих автопортретах, носился по фильму среди реальных и нарисованных пейзажей, среди старинных гравюр и петербургских скульптур - то легкомысленный, то печальный. Ироничный, нежный и живой взгляд режиссера на поэта, давно превращенного официальным литературоведением в икону, как будто разбивал окаменевшую корку пушкинистики и давал этой науке новое дыхание.

Сделанные в конце восьмидесятых фильмы Хржановского по рисункам и живописи своего умершего товарища Юло Соостера, снова были неожиданны для отечественной анимации. Дело в том, что знаменитый эстонец Соостер (один из главных героев московского нонконформистского искусства, разгромленный Хрущевым на знаменитой Манежной выставке и зарабатывавший вместе с Ильей Кабаковым рисунками в научно-популярных журналах) - тяготел к сюрреализму. И фильм Хржановского, соединивший живопись и графику Соостера с документами и натурными съемками, естественно последовал за причудливой фантазией художника.


ГОДЕР Д. Русская анимация: продолжение следует // animator.ru

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1011

Док. 627870
Перв. публик.: 04.06.80
Последн. ред.: 04.06.10
Число обращений: 0

  • Хржановский Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``