"977" - единственный российский фильм, отобранный в этом году в каннскую программу, и понятно почему. Он при всем российско-советском контексте несет на себе отпечаток европейского понимания мизансцены и стиля. Николай Хомерики умеет держать саспенс и выстраивать пространство "со сдвигом", деформируя его пропорции по типу упомянутого Поланского и населяя персонажами-мутантами вроде Кати Голубевой - русской музы Леоса Каракса (который сам появляется в картине) и других французских киногениев. В его фильме клаустрофобия сочетается с воздухом свободы, а метафизическая муть, которой перекормил нас Андрей Тарковский, остранена мягким юмором и даже издевкой.
Андрей ПЛАХОВ
Девять дней одного года на Солярисе // Коммерсантъ. 2006. 25 ноября
О фильме "977"
Когда в этом году "977" показали в Каннах, мерило всех вещей еженедельник Variety посвятил ему полтора искрометных абзаца, автор которых журил режиссера за длинные планы и заключал, что влияние покойного Тарковского на умы его молодых соотечественников не всегда благотворно.
Формально все так и есть. Кроме видной даже американским киноведам параллели с "Солярисом" (коридоры, приезжий эксперт, девица Рита, сходящая со старой фотографии), тут идет негромкая перекличка с "Девятью днями одного года" (ближе к концу персонажи даже садятся их смотреть). Все так. Но в отличие от того же Звягинцева (которого тот же Variety за пресловутую тарковщину не отчитывал, а превозносил) Хомерики не похож на копииста. У него легкая режиссерская рука и очень своя интонация - не вполне здешняя и завораживающая примерно так же, как завораживает русалочий русский живущей во Франции артистки Голубевой. Он идет ощупью, но его метод очень верный: отсекая несущественные обстоятельства (что за город? какой год на дворе? что за Рита?), он кристаллизует ситуацию, постепенно приводя нас и себя к какому-то невербальному, но абсолютно четкому ее пониманию.
Роман ВОЛОБУЕВ
[рецензия на фильм] // Афиша. 2006. 6 ноября