В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Облучаем немножечко` Назад
`Облучаем немножечко`
О фильме "977"

Пока смотришь ленту Хомерики, вспомнишь и Сорокина с его навязчивыми мотивами клонирования, и Юфита с его дотошной демонстрацией бессмысленных научных опытов. То вспомнится Кафка, то - "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких. Когда становится ясно, что загадочная девушка Рита, сужающая круги возле Ивана - фантом, который "занёс" в НИИ он сам - вспоминается "Солярис" Тарковского, тем более, что боксы для опытов сняты Хомерики так, будто людей "распыляют" в них на элементарные частицы, а на вопрос Ивана о том, что происходит с испытуемыми "дальше", следует уклончивый ответ коллеги: "А дальше... макароны по-флотски и компот из сухофруктов".

Фильм Хомерики остался бы манерным экзерсисом, если бы кадры его не источали некую... приятность - качество, позабытое нынешним российским кино. Опытный зритель, принимаясь смотреть эту ленту, сразу понимает - всех тайн здесь всё равно не раскроют, а значит и голову над ними нечего ломать, лучше сразу отдаться более приятному занятию - скажем, с удовольствием следить за игрой солнечных пятен, которые превращают в узорчатый, вибрирующий бликами ковер не только стену, возле которой делает зарядку крепенький Иван, но и всё пространство кадра. И кажется, что фигуры Ивана и девушки, которая идет к нему по тенистой аллее, размещены в одной плоскости, как птицы, вписанные в узор единого декоративного орнамента. [...]

Сам Хомерики настаивает, что снимал метафизический фильм, где действие относится и к давним, и к нынешним временам. Но... так ли уж неактуальна и метафизична его лента? Сам НИИ молодой режиссёр (он родился в 1975-м году) показывает так, словно провёл в нём свои лучшие годы - и у человека, жившего в эпоху "застоя", от одних его картин сладко ноет сердце. [...]

Считается, что сюрреалистической ленте не пристало отражать социальную реальность. Фильм Хомерики однако, рисует образ той социальной резервации, где было ощущение какой-то "остановленности", завершённости жизни - люди жили словно в искусственном питомнике, и словно не старились, а смолоду как-то увядали. Иные оттенки и отношения "застойного" времени схвачены здесь тонко и сняты со знанием дела - странным для молодых авторов. [...]

Весь поэтический строй фильма и вся его атмосфера передают ощущение вечного нашего безвременья - с его вечной неустроенностью, ставшей обжитым и даже каким-то уютным бытом, с вещами, уродство которых никто не замечает, с женщинами, красоту которых некому оценить, с сонным томлением и возбуждённой чувственностью, загоняемой внутрь, с самыми дикими слухами, рождёнными засекреченностью всего на свете, с умолчаниями и намёками, нелепыми мифами и какой-то глубокой, загнанной внутрь метафизической тревогой. Сам институт, чьи очертания проступают из таинственно шелестящих зарослей, начинает напоминать таинственный "Остров мёртвых" с картины Бёклина. [...]

"Время остановилось", как назвал свой великий фильм Петер Готар. Режиссёр словно подыгрывая критикам, радостно уличающим его в цитатности, не только снимает в своей ленте Катю Голубеву, прославленную Лео Караксом, но и выводит на экран его самого, уходящего за поворот бесконечного шоссе, волоча за ручку, как чемодан, вечную поклажу истинного метафизика - сюреалистические часы с неподвижными стрелками.

Олег КОВАЛОВ

"Облучаем немножечко" // Сеанс guide: Российские фильмы 2006 года.

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=9133

Док. 627884
Перв. публик.: 04.06.06
Последн. ред.: 04.06.10
Число обращений: 0

  • Хомерики Николай Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``