В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Если бы не муж Василий Пичул.... Назад
Если бы не муж Василий Пичул....
Если бы не муж Василий Пичул, ее сценарии вполне могла бы ставить Кира Муратова. Все они о существах простейших, даже одноклеточных, которые в том не виноваты и праздника хотят, пусть иногда ошибочно зовут его счастьем. Одна, но чеховская страсть - вырваться из этого блеклого мирка, где главное ругательство - "умный", где на мужчинах незагорелый след от майки, а у коренастых женщин все время что-то болит, где женятся не по любви, а по залету, сын бьет промотавшегося отца, а "скорые" с воем мчатся к танцплощадкам, - одна эта охота движет героями Марии Хмелик, хмурой дочери главного редактора "Ералаша". Один, и тоже чеховский, путь у ее аферистов и дур, едва приподнявшихся над стоячей жижей дремучего захолустья: духовка, бритва да петля. Да еще мечты, волшебные мечты идиота - Сочи, замуж, люкс, загранка, фарфор-хрусталь, белые штаны - мечты до того убогие и легко осуществимые, что впору взвыть. И крякают в ответ чайки в зимнем Сочи, пасмурном и сером, и ухают во тьме локомотивные гудки, и поза "ха" рвется из самого нутра в эту душную полярную ночь. "Беззащитный человек утопает в море. Хоть улыбка на лице - а какое горе", - сказано в "Маленькой Вере".

Как и Муратова, М. Х. любит-жалеет своих уродов, да не знает, чем поспособствовать. Бродит по этажам, по сословным эдемам - не видать счастья. Ни у лохов с их простотой и домашней овощью, ни у знаек с тоскливыми юбилеями в драмтеатрах, ни у деловых с их золотыми гирями. Переход от бытовых драм к "Золотому теленку", многих изумивший, был вполне в русле их с Пичулом миропонимания. Сказ о толстом и красивом парнише, который рвется из Удоевых-Арбатовых в Сочи и Рио, а на пути его все тот же вязкий идиотизм: учения химзащиты, крохоборство сподвижников, низкие потолки, бражка, соленья да деревня Малые Чумилы. А у самого заветного порога - цыганистые румынские пограничники и радостный дебил старший лейтенант Кондаков. Счастья не будет.

Русское счастье - небо в алмазах. Русская идея - белый пароход. Не надо русскому златого тельца, а дай ты ему, рыбка, глянцевый супер с родной фамилией. Не люби русского столбовая банкирша, а люби его стебельковая арфистка с перекосом на всю голову и красивая, как Анжелика Варум.

От вечной нужды и мизерабельности русская мечта превратилась в дайджест бульварного романа с шашлыком по-аргентински, стаями бесхозных миллионеровых дочек и бондовским пистолетом в тон смокинга - признав очевидное, а также от души желая родным уродам "всего самого наилучшего", М. Х. сочинила Небо в алмазах, роман века про сбычу мечт. С истинно русским героем - бандитом-подкидышем по фамилии Чехов (так зовут всех русских бандитов в американской беллетристике). С фонтаном "Дружба народов", стартующим в космос, и клеопатриным договором: жизнь за премьеру оперы по собственной книжке "Мутант-инопланетянин". С Эдемом имени Горького, в котором все сбывается, всем нашим везет и все бабы любят одного - не красавца, конечно, но на любовь внимательного.

Только в кич-сказке счастлив Иванушка Чехов. Именно ее сделали из были о маленькой Вере исторические национал-оптимисты М. Х. и муж ее Пичул. Веря в лучшее. Хоть им и известно, что небо в алмазах бывает лишь в пьесах, стихах и рассказах.

Денис Горелов



Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1008

Док. 627885
Перв. публик.: 04.06.01
Последн. ред.: 04.06.10
Число обращений: 0

  • Хмелик Мария Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``