В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И автор - Гайдай то есть - с героем этим на сто процентов солидарен Назад
И автор - Гайдай то есть - с героем этим на сто процентов солидарен
Леонид Гайдай не дожил нескольких месяцев до очередного всплеска своей популярности - на сей раз телевизионной. На телеканалах произошло первое насыщение запретными плодами всех сортов: от голливудской продукции до отечественного "полочного" кино. Пришло время "хитов" советской эпохи - пришло время Гайдая. Редкий канал и редкую неделю обходился без того, чтобы хоть по разу не показать Кавказскую пленницу или Операцию "Ы"..., Бриллиантовую руку или Ивана Васильевича.... А поскольку по причине отсутствия в ту пору кинопроката критикам пришлось стать обозревателями кинорепертуара на телевидении, то Гайдай - в кои-то веки! - стал осознанной киноведческой проблемой. Суть проблемы была в следующем: социальный адрес самых знаменитых его "хохмочек" был вроде бы уже в прошлом, а широкая аудитория вновь неистовствовала у экранов, отвлекшись от повседневной борьбы за выживание.

Киносообщество никогда не признавало Гайдая "своим": шумный зрительский успех у нас всегда - гласно или негласно - считался подозрительным, от Закройщика из Торжка до Москва слезам не верит. В кассовом успехе видели "потакание обывательским интересам, замкнутым в узком кругу мелких бытовых проблем", и т. д., и т. п. В 1960-е гг. Гайдая терпели за очевидное формальное совершенство и "товарища Саахова" - очевидного "мини-Сталина". Когда в 1970-е гг., доказывая, помимо прочего, что он тоже "свой", Гайдай обратился к "высокой" классике (Михаил Булгаков, Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров), полу-удачи ему обошлись дорого. Григорий Козинцев, посмотрев 12 стульев, заключал в дневнике: "Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот". Сам Козинцев, закончив Лира..., намеревался ставить шекспировскую "Бурю" как объяснение в ненависти "масскульту" - порождению Калибана. А ведь провозглашал в молодости: "Зад Шарло нам дороже рук Элеоноры Дузе" и электрифицировал "Женитьбу" по Николаю Гоголю так, что бедный Гоголь умирал на сцене от разрыва сердца. И кинодеятельность начинал-то, как и все его легендарное поколение без исключения, - с эксцентрических короткометражек с погонями, трюками, в общем - с миром, поставленным с ног на голову. Да еще с широковещательными манифестами, под это безобразие подводившими глубокую идейно-теоретическую основу. Но вот комедиографов из них не вышло - ни из кого. Идеи оказались основой историко-революционного эпоса, переламывающегося, как оказалось, в трагедию. В комедии же эту традицию немой эксцентриады подхватил и развил именно Гайдай сорок лет спустя.

Но ведь и вправду, как ни обижайся на Козинцева, а чего нет в гайдаевской версии 12 стульев, так это интеллигентского иронически печального взгляда на весь советский бардак. Нет Остапа Бендера, одержимого своей мечтой о Рио-де-Жанейро (не зря же исполнитель этой роли в его фильме, деньгами обзаведшись, ресторан открыл в Москве. И, кажется, преуспевает). Не гайдаевский это герой. И не гайдаевская точка зрения. Великий Гайдай был советским режиссером, и его герой был советским человеком. Которому Рио-де-Жанейро абсолютно ни к чему. Как ни к чему была другая земля и иная участь всем гайдаевским персонажам: ну, съездил Семен Семеныч Горбунков в круиз - только мороки на голову привез. И Софи Лорен не видел, и кока-кола на вкус оказалась так себе, ничего особенного. Слава Богу, под боком верная Наденька и милиция бережет. И Шурик вот на Кавказ поехал - за песнями и тостами. Еле ноги унес - к себе в общежитие, грызть гранит науки и подрабатывать на стройке для скромного пропитания. Не окрыленный герой. Обыватель, одним словом.

И автор - Гайдай то есть - с героем этим на сто процентов солидарен. А ко всяким идейным словам относится в высшей степени скептически. Как вообще, к наличествующему словарному и фразеологическому запасу. Как режиссер, продолжающий традиции немого кино, он слову не доверяет. Но недоверие свое превращает парадоксальным образом в одну из самых сильных сторон своего кинематографического дарования. Слово обнаруживает свою абсолютную пустоту и взлетает, подобно воздушному шару или мыльному пузырю, лопается, обдавая веселыми разноцветными брызгами. Как то и принято на карнавале. То бишь, с этим противником Гайдай расправляется на его территории к безумному восторгу зрителя. Потому фразы из его комедий растасканы давным-давно на пословицы и поговорки. И все они тяготеют к абракадабре, бессмыслице, "непереводимой игре слов", что-нибудь вроде "Цигель-цигель, ай-лю-лю". Персонажи, произносящие речи про то, как космические корабли бороздят Большой театр, у Гайдая - самые отъявленные демагоги, скрывающие за высокими словесами глубоко шкурные интересы. А герой? Ну что - герой? Он отвечает им в том же духе. Чтоб не доставали, не мешали ему спокойно жить. Сам Гайдай постоянно пользовался в аналогичных случаях тем же приемом: в заявках для Госкино, в интервью, на партсобраниях. И - за свое. Так и в фильмах поступал. Наученный горьким опытом Кавказской пленницы, едва не положенной "на полку" за "антисоветчину", подклеил к сцене финальной драки в Бриллиантовой руке кадры... ядерного взрыва. Съемочная группа недоумевала, а он очень серьезно объяснял, что это - "раздумья о нашем непростом времени". Чиновники, это увидев, пришли в ужас, и ни о чем другом уже речи не шло. Атомный гриб Гайдай, конечно же, выбросил. Все остальное (почти все) - осталось.

И манерой поведения в быту, вспоминают, похож был на своих добропорядочных героев (его жестом, кстати, поправляет свои очки Шурик). А на съемочной площадке весь мир у него вставал дыбом. Вот так же скромные его герои случайно (только случайно!) выпив и с непривычки захмелев, устраивают подобное. Сказано же: "В тихом омуте...". Вот они - тут как тут - и черти, и "хулиганы-тунеядцы-алкоголики, расхитители общественной собственности". Полные антиподы положительных героев по всем статьям Уголовного кодекса. Но вот сама эта полнота противопоставления подозрительна: уж очень быстро обнаруживается, что правила игры у мирного героя с ними общие, идеальные они партнеры. Объедалы-опивалы-халявщики обитают в мире праздника, где, в противовес повседневности, не надо заботиться о хлебе насущном. Короче, асоциальные эти элементы являют собой потаенный идеал существования для скромных наших героев - и на экране, и в зрительном зале. Потому и легендарная троица Трус-Балбес-Бывалый, и верзила Федя, и элегантный Граф, и амбал с людоедским оскалом и нежным именем Лелик - вечно любимые народные герои. А праздничное карнавальное пространство, в котором они обитают, - съемочная площадка Гайдая.

Верзила Федя, упеченный на 15 суток, похмелившись, поедает роскошный обед и научает Шурика: "Запомни, студент, кто не работает - тот ест", и именно здесь - наше до боли родное Рио-де-Жанейро. Да, изменился общественный строй, быт, идеология, экономика, дензнаки, лозунги, улицы, дома, продукты и одежда. Человек - остался. Герой времени Гайдая, он же герой нашего времени. А потому вопрос о причинах неувядающей популярности режиссера следует признать праздным.

Приемы, открытые некогда великими творцами монтажной поэтики, Гайдай использовал в полной мере. Он - поэт кинематографического темпа ("Темп, наведите на них темп!" - кричал с места юный Сергей Эйзенштейн своим друзьями ФЭКСам на премьере "электрифицированной" "Женитьбы"). Отсюда знаменитое гайдаевское "Плачу - но режу". Шурик в Операции "Ы"... влипает сапогами в битум на новостройке в Свиблове, а выпрыгивает из них уже в Черемушках, да еще и одесских - чем не "творимая земная поверхность" Льва Кулешова? А уж что касается монументов, то по разнообразию способов их низвержения нет Гайдаю равных в нашем кино...

И все же, почему именно ему удалось то, что так и не удалось им? Не потому ли, что Гайдай принципиально и органически асоциален? И ни к какой идеологической платформе приемы свои не привязывает? Вот его конструкции и взлетают вроде как без всяких видимых усилий. Что же до власти земной, то она с точки зрения мирного обывателя - зло неизбежное, примерно как явление природы. По трезвому размышлению, разрушение одного монумента ведет к установке другого. Не проще ли прищуриться и посмотреть на власть, как в перевернутый бинокль? Грозного Ивана Васильевича одеть в тренировочные штаны и угостить водочкой за три шестьдесят две, товарища Сталина переименовать в товарища Саахова и понизить до районного масштаба, чрезмерно рьяную блюстительницу нравственности Варвару Плющ сделать управдомом, а управдома Буншу отправить на место Ивана Грозного. И вообще - заставить имперского двуглавого орла одной головой кудахтать, а другой - кукарекать. А Рабочего и Колхозницу с мухинской эмблемы "Мосфильма" поворачиваться с ужасающе ржавым скрипом. То-то похохочем! И ведь хохочем же!

Никто в послевоенном кино до Гайдая не отстаивал с такой последовательностью право маленького человека на его маленькое личное счастье, независимое от высоких общественных идеалов. И в этом он прямой наследник традиций 1920-х гг., заложенных Яковом Протазановым и особенно Борисом Барнетом. Стоит ли удивляться тому, что Барнет еще на вгиковской скамье заметил Гайдая и пригласил его в качестве актера и помрежа в свой фильм Ляна - и работой студента остался доволен?

При всем том кинематограф Гайдая - порождение эпохи "оттепели", самого длительного выдоха на протяжении советской истории. Но за выдохом в нашей истории зачастую следовал не вдох, а - удушье. Кислород перекрывался, дорога - тоже, и художник был вынужден искать окольные тропки. В 1970-е гг. Гайдай попытался укрыться в нише "высокой" классики. Но это все-таки было не его пространство. А тему маленького человека и маленького счастья подхватил Эльдар Рязанов, к которому когда-то Иван Пырьев сватал Гайдая вторым режиссером на Карнавальную ночь. И любопытно, что Рязанов, прежде чем окончательно утвердиться в этой теме, прошел гайдаевскую школу в Итальянцах в России..., где за маленькими людьми, ожив, гонялись петербургские каменные львы.

Пройдут годы, как пишут в титрах, и придут другие времена. Двуглавый орел вновь распахнет свои крыла под звуки Гимна Советского Союза. Население сольется в едином экстазе. Но почему-то сорвется с четко обозначенных мест, когда послышится с телеэкрана: "А нам все равно, а нам все равно, не боимся мы волка и сову..."

МАРГОЛИТ Е. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 6. СПб, 2004.

Док. 628096
Перв. публик.: 07.06.04
Последн. ред.: 07.06.10
Число обращений: 0

  • Гайдай Леонид Иович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``