В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Галин является режиссером одного фильма и едва ли не самым репертуарным автором театра новейшего времени Назад
Александр Галин является режиссером одного фильма и едва ли не самым репертуарным автором театра новейшего времени
Драматург, театральный режиссер, сценарист, актер кукольного и драматического театра, Александр Галин является режиссером одного фильма и едва ли не самым репертуарным автором театра новейшего времени. Пьеса А. Г. находится между бульваром и андеграундом. К бульвару она подступает довольно близко, однако вниз спускается с известной осторожностью, останавливается на полдороги и разводит руками. Неопределенность финала и отсутствие точки (вместо нее почти всегда многоточие) есть своего рода перспектива. Надежда, которую не выпускают на сцену, но имеют в виду. Во всяком случае, беспокойная динамика здесь сочетается с очень прочной конструкцией, и свободный выход из коллизии - один из ее элементов.

В "Ретро", самой популярной пьесе А. Г. (по ее мотивам написан сценарий фильма Предлагаю руку и сердце), уход стариков со сцены может пониматься и как сентиментальное путешествие в деревенскую коммуну, и как дорога в смерть, и как проводы просто отъезжающих - выбор зависит от режиссера. В Плаще Казановы, сценарий которого произрос из сюжетного кокона "Группы", такой выбор был за самим А. Г., взявшимся ставить этот фильм. Но финальное возвращение Хлои, белой вороны в стае профсоюзной делегации, старомодной искусствоведши, принявшей ухаживания итальянского жиголо за пожар чувств, - это возвращение из венецианских мутных вод в чистые российские снега балансирует между бытовой развязкой (незадачливая туристка, побывав в героинях преглупого анекдота, вернулась к домашним радостям-заботам) и выспренным судьбоносным разрешением (женщина, превозмогшая искушение, вновь обретает своего мужчину).

Бывают драматурги, которые, как медиумы, водят пером, оставляя на бумаге знаки своих таинственных контактов. Бывают драматурги, которые организуют в театр то, что у них перед глазами. А. Г. - из вторых. В одном лишь месте беспорядочность того, что называется жизнью, приобретает какой-то смысл, и это место для него - сцена. Он выбирает персонажей и мотивы обдуманно, чтобы общая картина была подобием, но организованным, истолкованным. Он сближает далекие точки на карте, чтобы вышел некий "наш городок" без мистики, как есть "аномалия". Не случайно его пристрастие к однословным названиям. "Крыша", "Стена", "Дыра", "Наваждение", "Тамада" - это звучит как гонг к сбору. Его театр - рандеву всех: спекулянтов, бомжей, студентов, чиновников, нужных людей, пенсионеров, актеров. А. Г. - тамада и кукловод их невеселых встреч, он "включает" одну и ту же песню изношенной жизни. Это ностальгия и ретро, в которых гораздо больше рефлексов и отсветов, нежели причин и следствий, а чувство утраты гипертрофированно.

ГОРФУНКЕЛЬ Елена. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=178

Док. 628330
Перв. публик.: 09.06.00
Последн. ред.: 09.06.10
Число обращений: 0

  • Галин Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``