В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Худой мир России и Грузии Назад
Худой мир России и Грузии
09 июня 2010

Перспективы развития отношений России и Грузии остаются очень хрупкими: грузинская оппозиция, с которой у Кремля вроде бы начали налаживаться контакты, на выборах в органы местного самоуправления потерпела поражение, а это значит, что рычаги грузинской власти как минимум до 2013 года останутся в руках антироссийски настроенных политиков. Сгладить противоречия может или уход с поста Михаила Саакашвили, на что в ближайшие годы рассчитывать не приходится, или пересмотр внешней политики России в отношении южнокавказского соседа.

Абхазия и Южная Осетия

Прошло семь лет с тех пор, как на постсоветском пространстве начали полыхать "цветные революции", апологетом которых, как известно, выступал бывший американский президент Джордж Буш. За это время произошла смена политических элит в США и вскоре на Украине, но ничего не изменилось в выращенной на западных идеях, а отчасти и финансах неодемократической Грузии. Недавние выборы в органы местного самоуправления недружественной к России южнокавказской республики показали, что большого перемирия между РФ и Грузией в ближайшее время ожидать не стоит, а отношения между странами если и начнут развиваться, то далеко не по украинскому сценарию. Каков же будет его грузинский вариант?

Ответов на этот животрепещущий вопрос может быть много, но всех их объединяет одно простое условие: к установлению дружеских отношений должны стремиться обе стороны, чего пока, к сожалению, не заметно. Наоборот, отмечает руководитель всероссийского общественного движения "Во имя Грузии" Миндия Гулуа, идёт обратный процесс без конца и края. Главный камень преткновения, о который спотыкается и российская, и грузинская дипломатия, - две признанные Россией независимыми бывшие грузинские автономии - Абхазия и Южная Осетия. По мнению генерального директора Института исследований конфликтных ситуаций Тенгиза Бегишвили, вина за "потерю" этих республик полностью лежит на Михаиле Саакашвили, который ещё в период косовского конфликта должен был обозначить резко негативную позицию относительно отчуждения от исконных территорий проблемных регионов, если бы, конечно, руководствовался интересами Грузии.

В реальности же, считает профессор Высшей школы экономики, бывший первый замминистра иностранных дел РФ Фёдор Шелов-Коведяев, г-н Саакашвили попался на своеобразный розыгрыш американцев, так же, как в своё время попался Саддам Хусейн, посчитавший, что ему разрешили напасть на Кувейт, хотя было лишь сказано: хочешь - попробуй, справишься - будет хорошо. Но он с ситуацией не справился. В результате всем известно, что стало и с режимом Хусейна, и с ним лично. Грузинский президент во внешней политике тоже проиграл на всех фронтах: он не восстановил территориальную целостность своей страны, как он её понимал, и спровоцировал большой гуманитарный скандал.

Все международные комиссии констатировали, что Грузия - агрессор. В этом смысле на Саакашвили теперь стоит чёрная метка, и держать его без большой нужды американцы не будут.

Как это ни обидно грузинам, но для США их замечательная древняя страна с богатыми традициями и великолепной культурой не является чем-то таким, ради чего они будут долго ломать голову...

Между тем осетино-абхазский вопрос по-прежнему висит дамокловым мечом над перспективой возобновления политических, экономических и культурных контактов между странами. Миндиа Гулуа полагает, что в этой ситуации Грузии ничего не остаётся, как начать переговоры с Россией об утерянных автономиях, не отстраняясь при этом от интересов абхазов и южных осетин. В то же время эксперт опасается, что потепление отношений с Россией рассердит Соединённые Штаты вплоть до признания официальным Вашингтоном независимости Абхазии и Южной Осетии.

Ситуация таким образом фактически зашла в тупик: Грузия не может смириться с потерей автономий, но и Россия на попятную никогда не пойдёт. "Если Россия поменяет свой курс, то это будет выглядеть так, будто она поиграла осетинами и абхазами и бросила их", - считает г-н Шелов-Коведяев. - Возможно, сглаживанию подобных противоречий способствовало бы создание некой зонтичной структуры, в которой могли бы мирно сосуществовать и Россия, и Грузия, и Абхазия с Южной Осетией. Европа, например, успешно топит территориальные и национальные разногласия в Евросоюзе, где якобы могут реализоваться и относительно большие государства, и маленькие автономии".

США и Грузия

Влияние Соединённых Штатов на курс Михаила Саакашвили в начале расцвета грузинской демократии переоценить сложно, однако с каждым годом у Грузии остаётся всё меньше оснований для постоянной оглядки на Америку. Конечно, большинство грузин до сих пор убеждены, что их маленькая гордая страна остаётся в сфере приоритетных интересов международной политики США, внешний долг которых, к слову, уже перевалил за рекордную отметку в 13 триллионов долларов. Но у Штатов нынче совсем другие заботы.

"Американскому истеблишменту сейчас не до того, что происходит в Грузии, но если бы Америка была сейчас в полной силе, она сделала бы ставку не на Саакашвили, хоть тот ведёт себя как её верный союзник, а на оппозицию", - уверяет профессор Шелов-Коведяев.

Будет ли Америка под руководством Барака Обамы активно вмешиваться в предвыборные расклады Грузии ближе к 2013 году, зависит от того, успеет ли она к этому времени стабилизировать внутреннюю финансово-экономическую ситуацию и решить свои главные вопросы внешней политики - с Афганистаном и Ираном. Если же кризис возьмёт верх над оздоровительными стратегиями американской власти, то г-н Саакашвили, скорее всего, останется на посту президента. Несмотря на очевидные проколы во внешней политике, он популярен в самой Грузии, потому что на время его правления пришёлся подъём экономики и возрождение творческого потенциала и духовных ценностей в стране, закономерно последовавшие за периодом неблагополучных девяностых. Грузины свято верят, что всё это - полностью заслуга их лидера, построившего на руинах погрязшей в коррупции Грузии свободную и счастливую страну. "Перед "революцией роз" рейтинг грузинской полиции был равен одному проценту, рейтинг президента - двум процентам, сто процентов населения считали, что без взяток в стране жить невозможно, - комментирует представитель "Московского грузинского землячества" Леван Песвианидзе. - Сегодня в республике 98 процентов населения доверяет православной церкви, 86 процентов - армии, 82 процента - полиции и далее - власти.

Истинная причина конфликтов между нашими странами заключается в том, что между Москвой и Тбилиси идёт идеологическая борьба - между прошлым и будущим, в котором прошлое олицетворяет Москва, а будущее - Тбилиси. В России создаётся неверное информационное поле относительно Грузии, происходящих в ней перемен из-за опасения Кремля, что россияне могут потребовать похожих реформ от своей власти".
Если предположить, что позицию г-на Песвианидзе разделяют многие грузины (скорее всего, это так и есть), то в ближайшие годы Михаилу Саакашвили можно делать всё что угодно или не делать вообще ничего - за него всё равно будут голосовать, пока в народе жива память о полном лишений и беззаконий постсоветском десятилетии (примерно так же относятся к Владимиру Путину в российской глубинке, связывая с его приходом к власти новый российский ренессанс и поддерживая всем сердцем без каких-либо требований и претензий, что, конечно же, ни к чему хорошему не ведёт).

А объективные цифры говорят о том, что никаких особых чудес в Грузии не происходит. Она также потрясена кризисом. По данным Института экономики РАН, в 2009 году грузинская экономика сократилась на 3,9 процента, наибольший спад деловой активности произошёл в торговле (-17,8 процента), обрабатывающей промышленности (-8,4 процента), услугах отелей и ресторанов (-6,9 процента), сельском хозяйстве (-5,7 процента). Правда, несмотря на негативные проявления в экономике, среднемесячные доходы на душу населения за три квартала 2009 года выросли на 5,5 процента, однако потребительские доходы на душу населения при этом сократились в среднем на 3 процента. Одной из главных проблем Грузии остаётся высокая безработица, достигшая в 2008 году 315,8 тысячи человек, что составило 16,5 процента трудоспособного населения страны. Отличительной особенностью Грузии является оказание масштабной финансовой помощи со стороны международного сообщества для преодоления последствий военных действий в августе 2008 года: до конца 2011 года Грузии в качестве грантов и кредитов выделено 4,5 миллиарда долларов. По данным МВФ, помощь международного сообщества Грузии в 2009 году составила 4,8 процента ВВП. В результате существенно вырос финансовый долг Грузии: на 31 декабря 2009 года он составил почти 3,4 миллиарда долларов, что на 25,6 процента больше показателей аналогичного периода прошлого года.

Россия и Грузия

Интересы России в Грузии выражаются не столько в экономических величинах (по данным Института экономики РАН, товарооборот между странами за время кризиса сократился на 32 процента и к началу 2009 года составил 310,2 миллиона долларов), сколько в необходимости стратегического партнёрства в Чёрном море, развитии гуманитарных, культурных связей, а также в совместных бизнес-проектах в грузинской энергетике, разработке полезных ископаемых, обработке табака и чая.

Без всего этого, конечно, прожить можно, точно так же, как можно прожить, вовсе не общаясь с соседом по лестничной клетке, но совершенно очевидно, что это неправильно. Умные люди дружат с соседями или хотя бы не враждуют открыто. Россия с Грузией двести лет жила в составе одного государства, а до этого тесно взаимодействовала на уровне политики, религии, брачных связей. И в этом смысле нам сложнее выстраивать отношения с грузинами, нежели американцам.

"Если Штаты могут в очередной раз забросать грузинских избирателей миллионами, и те примут их президента, то Россия так действовать не может. Таким поведением мы вызовем большое разочарование, - поясняет Фёдор Шелов-Коведяев. - С одной стороны, грузины не желают, чтобы ими управляли в духе Сталина, а с другой - ждут от нас человеческого участия в своих делах, хотят, чтобы мы уважали их, считались с их мнением и при этом не были бы равнодушны к тому, что происходит у них в стране.

Таким образом, Россия может поддержать только лидера, приемлемого для большинства граждан Грузии, чтобы это не воспринималось как навязывание.

Нам надо учитывать все нюансы, в том числе и то, что грузины были сильно травмированы советским периодом, понимать их надежды, которые они связывают с независимостью, и не говорить каждый день об ограничениях, возникающих в связи с их свободой".

Однако, по мнению профессора "Вышки", вес российской поддержки грузинских политических сил в настоящее время если не минусовый, то стремящийся к нулю. Таков результат контрпродуктивной политики России по отношению к Грузии. "Мы просто поддерживаем действующие на данный момент режимы и не выстраиваем вариантов на случай, если сложатся предпосылки для перемен. Разве что в отношении Украины в последние два года действовали более-менее оптимально, но пока это единичный опыт, - замечает г-н Шелов-Коведяев. - Нужно учитывать в дальнейшем, что нельзя не общаться с оппозицией, пусть даже это не нравится действующим лидерам: жизнь такова, что рано или поздно оппозиция всё равно становится властью".

Итак, что сегодня может сделать Россия для примирения с самой конфликтной южнокавказской республикой, если отмена воздушного сообщения между странами, закрытие русских школ в Грузии, депортация грузин или запрет грузинских вин, которые на самом деле подпольно разливаются в российских городах, ни к чему хорошему не привели (да и не могли это сделать по определению). Рецепты, которые выдают эксперты, довольно простые и много раз опробованные странами, претендующими на роль великих держав: раздача грантов, поддержка институтов гражданского общества. Это будет недешёвая дипломатия, но, как прямо сказал один из учёных в рассуждениях о перспективах российско-грузинских отношений, не может государство с большими амбициями "переводить всё на бабки". В противном случае надо избавляться от амбиций. Можно, конечно, помечтать о том, чтобы наша страна стала маленькой и скромной и забыла о борьбе за сферы влияния, но тогда это будет не Россия, а какой-нибудь Лихтенштейн. В мире не так много наций, умеющих мыслить глобально, равно как и государств, способных развивать фундаментальную науку. И как бы мы ни сопротивлялись (иногда и правда одолевают противоречивые чувства по поводу раздачи кредитов доверия братским народам, а порой и по поводу финансирования космических программ - хотя даже если страна начнёт экономить на этом, её народ вряд ли станет богаче), от своего места в истории, кстати, большого и весьма почётного, Россия никуда не убежит.

Наталья Быкова

viperson.ru

Док. 628394
Перв. публик.: 06.06.10
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 0

  • Саакашвили Михаил Николозович
  • Бегишвили Тенгиз Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``