Виктор Гвоздицкий, интервью
- Я помню, как вы, ленинградский артист, появились в Москве, в театре "Эрмитаж". Было ощущение вашего полного совпадения и с этой сценой, и с ее главным режиссером. Казалось, Михаил Левитин раскрывает вас...
- Моя профессия предполагает, что тебя используют. Ее корень в исполнительстве, и стесняться этого не стоит - музыканты тоже играют чужие ноты. Артистов Левитин не раскрывал, но их природу использовал довольно мощно.
- Из-за наплыва сериалов меняется тип театрального актера...
- Да, это так. И как вы к этому относитесь?
- По разному. Хорошо, что благодаря телесериалам актеры снова становятся "звездами" - сегодняшние кино и театр не могут им этого дать. Но профессиональное огрубление, которым актеры обязаны телевидению, меня раздражает.
- А мне кажется, что из-за этого меняется само понятие актерской профессии. Она теряется.
- Как может потеряться профессия, востребованная зрителями?
- Этим измеряется далеко не все. Профессия драматического артиста состоит из компонентов, которые очень трудно измерить. В опере проще - все зависит от того, берет певец ноту или не берет. А в драматическом театре понятия "хорошо" и "плохо" недоказуемы, подсознательны, личностны. С этой точки зрения наша профессия эфемерна. Сейчас она нивелируется. Есть спрос, есть реакция зала, есть улица, которая раньше не была допущена в театр, а теперь в него пришла, есть востребованность того или иного типа театра... И есть результат: раньше я измерял театр не хорошими и плохими, а средними спектаклями. Если они есть, то существует и средний уровень профессии. Теперь средний спектакль исчез, и в зрительном зале ко мне все чаще и чаще приходит ощущение катастрофы.
- И виноват во всем, конечно, зритель...
- Многие мои коллеги говорят: от того, что идет из сегодняшнего зрительного зала, у меня возникает шок. Мне это совершенно непонятно: зрители разные, но спектакль Стреллера одинаково оглушает интеллигента, нового русского, иностранца, школьника и проститутку. Это великий театр - он будет существовать всегда, ради него мы и занимаемся этим делом.
- Телевидение влияет на актерскую технику?
- Очень сильно. Однако сформулировать понятие "актерская техника" я бы не взялся. Но все актеры прекрасно понимают, что это такое: во время спектаклей и репетиций возникает множество тонких вещей, идущих от настроения, цвета глаз, личной симпатий, открытости, требований режиссера. Поэтому я так люблю работать со старыми артистами. У нас разные темпоритмы, но от них идет такое излучение существа театра и жизни... А благодаря сериалам, где работают многие отличные актеры, эта тонкость пропадает.
ФИЛИППОВ А. Виктор Гвоздицкий: "Наша профессия эфемерна" // Известия. 24 сентября 2002.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=186
Док. 628402 Перв. публик.: 09.06.02 Последн. ред.: 09.06.10 Число обращений: 0
Гвоздицкий Виктор Васильевич
|