В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Последний коллаж Назад
Последний коллаж
По молодости он выпустил первый сборник стихов. Тоненькая книжка называлась "Время дождей", но на ее обложке "не уместилось" продолжение названия: "... и непогоды" (время было - семьдесят восьмой год). О той книжке и вообще о поэтических опытах Рубена Геворкянца можно было бы здесь и не вспоминать, если бы кино его не соединяло в себе лирику и публицистику, а зачастую не тяготело бы к белому стиху.

Дебютировал Р. Г. в благодатные для армянского кино дни - конец шестидесятых. Рождалась авторская документалистика, появились первые неигровые фильмы Лаэрта Вагаршяна, Григория Мелик-Авакяна, тогда же начинал Артур Пелешян. Строилась "школа", и Р. Г. стал одним из ее архитекторов. Лучший его фильм того времени, Вдохновение, рассказывал о стариках, которые каждый вечер собираются в скромном клубе. Их увлечение - старинные народные танцы. И кино Р. Г. - стремительное, вихревое - само почти что танец.

Короткий метраж особенно удается режиссеру. Словам он доверять не склонен, отмеряет их в своем кино скупо, предпочитает штрих, быструю линию, эскиз, "схватывающий" за десять-двадцать минут абрис частной судьбы. Любит и коллективные портреты - в Семье речь шла о пятерых сыновьях водителя такси, которые вместе с отцом организовали домашний оркестр. Параллельным сюжетом в фильм входила история другой семьи, польской, где в подобном оркестре выступали отец и пять дочерей.

В обширной фильмографии Р. Г. из цикла фильмов-миниатюр выделяются Голубой ветер и запах миндаля и Добрый след. Первый - о художнице-самоучке, второй - о хрупком старике, который рисует на стенах огромных серых гаражей колдовские пейзажи. Чудаки режиссеру были всегда интересны, мышиная усредненность - всегда скучна.

Сергей Параджанов - это особый его герой, особая тема. Небольшая черно-белая грустная и в то же время энергичная картина Ашхарумс запечатлела возвращение Параджанова из мест заключения в родной тифлисский дом, и, наверное, стала одним из лучших фильмов, ему посвященных. Впоследствии тот же материал Р. Г. включил в кинематографическое эссе Параджанов. Последний коллаж. Это исследование пути и времени, это перекрестье взглядов: самого Параджанова, людей, когда-либо соприкасавшихся с ним - от Тонино Гуэрра и Марины Влади до следователя, который упек его в тюрьму.

Во второй половине восьмидесятых самым громким фильмом Р. Г. стали Острова - о людях, живущих обособленной от мира жизнью. Сам Р. Г., в прежние годы снимавший и игровые фильмы, в тяжелые для Армении времена делал то, что и должен делать настоящий документалист, - создавал хронику жизни своего народа. Испытаниям, выпавшим на долю соотечественников, посвящены Реквием (о спитакском землетрясении 1988 года) и дилогия Арцахский дневник (о карабахской трагедии).

МУРАДЯН Давид. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=188

Док. 628406
Перв. публик.: 09.06.00
Последн. ред.: 09.06.10
Число обращений: 0

  • Параджанов Сергей Иосифович (Саркис)
  • Геворкянц Рубен

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``