В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О себе // Лицо советского киноактера Назад
О себе // Лицо советского киноактера
Кинематографическое воспитание

Строжайшая дисциплина была основой воспитания фэксовских людей. История ФЭКСа не знает прогулов или отказа от чего бы то ни было, положенного регламентом, включая сюда и содержание в чистоте дома и ковра - единственной мебели, оставшейся нам в наследство от купца Елисеева.

Еще одно примечательное обстоятельство. Мы не любили театра. Вся театральная деятельность ФЭКСа, предшествовавшая кинематографической, была беспрерывной пальбой по театральным традициям академического толка, так что и в кинематографический период мы сохранили неприязненное и непочтительное отношение к академическим театрам. И только значительно позже, знакомясь с московскими театрами, мы молчаливо простили театр, признали и полюбили его.

Роли

Первая роль, сыгранная мною, была роль "человека вопроса" в "Чертовом колесе". В то время жестокого увлечения американской драмой мы - молодые актеры ФЭКСа - классифицировались главным образом по внешним признакам и делились на злодеев и положительных героев. Я ходил в злодеях и "человека вопроса" - романтического фокусника-бандита - постарался сделать в лучших традициях американского злодея. [...]

Когда, наконец, я посмотрел всю картину полностью, то был жестоко, непоправимо разочарован: некоторые места, особенно крупные планы, заставляли болезненно сжиматься. Я бесконечно дергал бровями, жестикуляция была назойлива, гримасы неправдоподобны. [...]

Следующая роль журналиста в "Новом Вавилоне" научила очень многому. [...]

Именно тогда к недовольству ролью примкнуло общее недовольство кинематографом. Внутренние, сперва неосознанные, обида и печаль. Получалось как-то так, что актер, собственно, не очень-то нужен был кинематографу. К этому времени кинематографический язык необычайно усложнился, главным образом в сторону сложных монтажных замыслов. Сценарий уподобился необычайно громоздкой партитуре, где каждый отдельный актер уподоблялся редко применяемому инструменту с правом где-то, на каком-то такте прозвучать в течение отведенных ему мгновений. Последующий монтаж мог уничтожить и эту скромную функцию, так что в общем работа катера в кино получалась занятием отнюдь не почетным. [...]

Играть было нечего, играть было неинтересно, я бы даже сказал, как-то стыдно для взрослого думающего человека.

"Одна"

Результатом перемены специальности у меня лично явилась картина "22 несчастья", поставленная мною совместно с Бартеневым. Картина получилась плохая. Поставив ее, я резко и внятно ощутил насущную необходимость научиться многим и многих неизвестным мне вещам, чтобы следующую картину сделать лучше. Такое мое желание совпало с предложением Козинцева и Трауберга пойти к ним ассистентом на картину "Одна". Я с радостью согласился. Это не было бегством из режиссуры обратно в актеры. Из двух предстоящих работ меня привлекла, главным образом, ассисентура, тем более, на одной из первых звуковых картин. О роли я сначала как-то и не думал. На деле же вышло так, что роль эта получилась наиболее интересной из всех, которые мне пришлось сыграть в моей кинематографической жизни.

Актер в звуковом кинематографе

Одновременно с утверждением звукового кинематографа вернулась потребность в актере. [...]

Звуковой кинематограф стал выбираться из затруднительного положения с актером наиболее простыми средствами, а именно, путем приглашения актеров театральных. [...]

Изумительное спокойствие воцарилась в режиссерских рядах именно в тот момент, когда стало особенно ясно, что кинематографических актеров мало, что они недостаточно вообще и в особенности совершенно неподготовлены к звуковому кинематографу. [...]

Кинематограф - искусство коллективное. Именно потому это очень сложное искусство. Для полного успеха в этом сложном искусстве (и деле) обязательно нужно, чтобы все участники - и главным образом актеры в равной с режиссером степени - были фанатически преданы, больше того - влюблены в свою картину.

ГЕРАСИМОВ С. О себе // Лицо советского киноактера. М., 1935.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1163

Док. 628478
Перв. публик.: 10.06.80
Последн. ред.: 10.06.10
Число обращений: 0

  • Герасимов Сергей Аполлинариевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``