В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парадокс избыточного знания Назад
Парадокс избыточного знания
О фильме "Garpastum"

[...] Режиссер не жалует метафору, однако поэтика картины последовательно выстроена как показ части целого [...]. И нарратив сложен по тому же принципу: фрагментарность, без переходов и закруглений, кантилены и близко нет, фабула оставлена без всякой заботы о том, чтобы зрителю было разжевано: кто, куда и зачем.

Рассказчик не расставляет ударений, в потоке повествования никак не акцентируются даже такие грандиозные фабульные подробности, как родственные связи Аницы с убийцей Фердинанда - через близких ему людей, через ее, Аницы, родную сестру, оказавшуюся с маленьким сыном в военном Петрограде и случайно попавшую под бандитский нож. Зримое повествование выполняет минимальные функции пунктирного обозначения каких-то действий главных персонажей. Рассказ ведется окольными путями и неочевидными способами - главным образом дискурсивно. Ставка сделана на избыточное знание современников о том времени - о 1914-1918 годах прошлого века, о нашем близком прошлом. Дискурсивное поле "Гарпастума" насыщено культурными смыслами, на которых базируется букет русских мифологий. "Гарпастум" сдвигает их с точки автоматического восприятия. Сын наследует отцу прежде всего в склонности - теперь уже фамильной - демифологизировать затверженные и оттого окаменевшие понятия. Среди оравы парней, с кем наши герои играют в футбол, легко представить себе прототипов классической "Трилогии о Максиме" - эпопеи, которая стала для поколений иконическим изображением предреволюционной питерской окраины. Но взгляд авторов "Гарпастума" устремлен в другую сторону - на молодых людей, захваченных футбольными, а не бунтарскими страстями (тут, кстати, стоит напомнить рабочее название фильма А. Германа-младшего - "Страсть"). [...]

СТИШОВА Е. Парадокс избыточного знания // ИК. 2006. N 1.

Док. 628506
Перв. публик.: 10.06.06
Последн. ред.: 10.06.10
Число обращений: 0

  • Герман Алексей (Младший)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``