Борис Леонов: История советской литературы. глава 117Назад
Борис Леонов: История советской литературы. глава 117
С писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным познакомился тоже после того, как по просьбе Ивана Стаднюка написал предисловие к однотомнику его прозы "Мать-мачеха", вышедшему в издательстве "Московский рабочий" в 1969 году. Помимо автобиографического романа, давшего название сборнику, в него вошли такие прекрасные его рассказы, как "Варвара Ивановна", "Каравай заварного хлеба", "Закон набата", "Моченые яблоки" и многие другие.
Рассказы как бы продолжали заявленную в лирических повестях "Владимирские проселки" и "Капля росы" тему возвращения к отчему краю, к родной земле, то есть к теме, ставшей в 1960-х годах одной из ведущих в русской прозе.
У Владимира Алексеевича она наделялась не просто ностальгическими переживаниями человека, ушедшего из села в город, но и открытиями богатств родной природы и творческого духа. Именно так прочитывались его "Письма из русского музея", "Черные доски", "Третья охота".
Об этом у нас шел разговор, когда я лично встретился с Солоухиным в доме творчества Переделкино.
Мы шли по одной из дорожек парка, когда к нам подошел молодой человек и, протянув рукопись, попросил:
- Владимир Алексеевич, если можно, прочитайте, пожалуйста, мой рассказ с карандашом.
Солоухин тут же нашелся:
- А у тебя что, карандаша нет?!..