В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сайт Творческого сообщества Назад
Сайт Творческого сообщества
Литературные воззрения протопопа Аввакума

Под таким названием Ольга Гороховская, ведущий редактор "Информационно-аналитического портала "VIPERSON", опубликовала на сайте http://viperson.ru/wind.php?ID=629335&soch=1 статью, посвященную жизни и литературным изысканиям идеолога русского старообрядчества. Очевидно, не случайно: ведь Аввакум - не только один из крупнейших политических и религиозных деятелей XVII века, но его можно с полным правом отнести и к числу основателей современной отечественной авторской литературы и публицистики. Не говоря уже о том, что по всем параметрам - он вполне очевидный предтеча всех "пишущих в стол" на Руси, то есть имеет самое непосредственное отношение к тематике нашего Интернет-горчичника.

"Своеобразная стилистическая манера Аввакума, крайний субъективизм его сочинений неразрывно связаны с теми мучительными обстоятельствами его личной жизни, в которых осуществлялось его писательское "страдничество", - пишет Ольга Гороховская. - "Большинство произведений Аввакума было написано им в Пустозерске, в том самом "земляном гробу", в котором он просидел последние пятнадцать лет своей жизни (с 1667 по 1682 г.). Здесь, кроме "Жития", им было написано свыше шестидесяти различных сочинений: "слов", толкований, поучений, челобитных, писем, посланий, бесед. Все это обилие выраженных в разнообразных жанрах разных тем, со всеми отразившимися в них жгучими запросами, волнениями, тревогами, объединено чувством надвигающегося конца. Все эти сочинения писались Аввакумом тогда, когда над ним уже была занесена рука смерти, когда над ним и в его собственных глазах, и в глазах его приверженцев уже мерцал венец мученичества".


Какие же особенности текстов, вышедших из-под пера Аввакума выделяет Ольга Гороховская?

"Он - "живой мертвец", он - "жив погребен", ему не пристало дорожить внешнею формою своих произведений: "Ох, светы мои, все мимо идет, токмо душа вещь непременна"; "дыши тако горящею душею: не оставит тя бог". Вот почему писать надо без мудрований и украс: "сказывай небось, лише совесть крепку держи". Вот почему Аввакум дерзает на все, нарушает все литературные традиции, презирает всякую украшенность речи и стремится к правде до конца: лишь "речь бы была чиста, и права, и непорочна".

И далее:

"Красноглаголание" губит "разум", то есть смысл речи. Чем проще скажешь, тем лучше: только то и дорого, что безыскусственно и идет непосредственно от сердца: "воды из сердца добывай, елико мочно, и поливай на нозе Исусове".

"Ценность чувства, непосредственности, внутренней духовной жизни была провозглашена Аввакумом с исключительной страстностью", - сообщает Ольга Гороховская: - "Я ведь не богослов, - что на ум попало, я тебе то и говорю", - цитирует она Аввакума. - "Писано моею грешною рукою сколько бог дал, лучше того не умею" .

"Сочувствие или гнев, брань или ласка - все спешит излиться из-под его пера", - резюмирует Ольга Гороховская. - "Пересказав притчу о богатом и Лазаре, Аввакум не хочет назвать богатого "чадом", как назвал его Авраам: "Я не Авраам, не стану чадом звать: собака ты... Плюнул бы ему в рожу ту и в брюхо то толстое пнул бы ногою".

"Тихая, спокойная речь не в природе Аввакума...Все его писания - душевный крик... Брань, восклицания, мольбы пересыпают его речь. Ни один из писателей русского средневековья не писал столько о своих переживаниях, как Аввакум", - подчеркивает Ольга Гороховская личностый характер произведений иерарха старообрядчества. -

"Речь Аввакума глубоко эмоциональна. Он часто употребляет и бранные выражения, и ласкательные, и уменьшительные формы: "дворишко", "кафтанишко", "детки", "батюшко", "миленький", "мучка", "хлебец", "коровки да овечки", "сосудец водицы" и даже "правильца", то есть церковные правила. Он любит называть своих собеседников ласкательными именами и остро чувствует, когда так называют и его самого. Когда "гонители" назвали его "батюшко", Аввакум отметил это с иронией: "Чюдно! давеча был блядин сын, а топерва батюшко!"

Видимо, из этой яркой эмоциональности проистекает следующая особенность сочинений протопопа: о чем бы он ни писал, "...к каждой теме он подходит с неизменным эгоцентризмом. Личное отношение пронизывает все изложение, составляя самую суть его. Под действием этого субъективизма по-новому осмысляются и конкретизируются традиционные образы средневекового сознания. Аввакум все сопоставляет со случаями из собственной жизни. Вот как, например, он объясняет евангельские слова: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Матфея, X, 16). Змеи мудры потому, что прячут голову, когда их бьют: "я их бивал с молода-ума. Как главы-то не разобьешь, так и опять оживет", а голубь незлоблив, так как, потеряв гнездо и птенцов, не гневается, а вновь строит гнездо и заводит новых птенцов: "я их смолода держал, поповичь я, голубятник был".

Третья особенность авторского стиля Аввакума - тяга, склонность к самоуничижению.

"Свою речь Аввакум называет "вяканием", свое писание - "ковырянием", - констатирует Ольга Гороховская. Очевидно, это самоуничижение - несколько ёрническое, юродствующее, рабско-протестное вполне в духе того времени. Аввакум любит обращаться напрямую к своему собеседнику. "Он пишет, как бы беседуя, обращаясь всегда не к отвлеченному, а к конкретному читателю так, как будто бы этот читатель стоит здесь же, перед ним", - отмечает Ольга Гороховская и тут же приводит пример из писаний протопопа: "Досифей, а Досифей! Поворчи, брате, на Олену-то старицу: за что она Ксенью-то, бедную, Анисьину сестру, изгоняет?" Иногда Аввакум ведет свою беседу одновременно с несколькими лицами, переводя речь от одного собеседника к другому: "Возьми у братьи чотоки - мое благословение - себе", и обращается тут же к тем, кто должен отдать четки: "Дайте ему, Максим с товарищи, и любите Алексея, яко себя".

Вот таким предстает перед читателями первый из россиян, которого судьба обрекла на "писание в стол". Или, по крайней мере, один из первых. Не дай бог никому из нас его судьбы! Подробнее же и о его жизни, и об особенностях творчества, стиля, с обширным цитированием работ Аввакума, вы можете ознакомиться в Интернете, в статье Ольги Гороховской. Гиперссылка на текст расположена в начале статьи.

http://www.nevstol.ru/news-182.html

Док. 629397
Перв. публик.: 24.08.10
Последн. ред.: 06.02.13
Число обращений: 0

  • Текущие события

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``