В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Денис Драгунский: В дебрях икебаны Назад
Денис Драгунский: В дебрях икебаны
Общественная палата - замысел с неясными контурами

У русского царя в чертогах есть палата.
Она пока еще немного пустовата.
Но скоро общество там будет заседать,
Дурных царевых слуг к ответу призывать.
Вострепещи, министр, никчемный губернатор,
продажный финансист, жестокий силовик!
Страшись повестки в данную палату -
правозащитника увидишь грозный лик.
А с ним эколог, ветеран, собаковод -
Ужасен мстителей народных хоровод.
И чтоб не умереть в объятьях феминисток,
Министр! Служи народу бескорыстно!

Фантазии

При обсуждении Общественной палаты сразу вспоминается сценка из фильма "Берегись автомобиля". Милиционер спрашивает: "Свидетели есть?" Тут же выскакивает пенсионерка - активистка: "Я свидетель! А что здесь случилось?"

И действительно, что? В рамках текущих реформ государственного управления, наряду с упразднением губернаторских выборов, было предложено создать некий общественный орган, как-то встроенный в государственную структуру. Пока можно говорить только о предложении, которое является своеобразным противовесом предложению отменить региональные выборы. Закон Путина - Лавуазье: "Если в одном месте демократии убавится, то в другом месте непременно прибавится". Должно прибавиться. Мы все хотим, чтобы прибавилось.

Ничего другого пока не случилось. Недавний указ президента "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации", равно как и его первый параграф, гласящий "Одобрить предложение Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации о создании Международного правозащитного центра", при всей его позитивности пока еще остается полем для размышлений и предположений.

Можно, конечно, тихонько закричать "ура". И пофантазировать на тему Общественной палаты. Например, вообразить ее себе в виде внушительного представительного органа всего нашего гражданского общества. В виде луга пестроцветного, где будут собраны делегаты пчеловодов и правозащитников, феминисток и филателистов, бизнесменов и профсоюзников, евреев и велосипедистов. Позвольте, а велосипедистов за что? Да нет, это так. Старая шутка.

Или, наоборот, изобразить эту Палату в виде изысканной икебаны, лично составленной президентом: академики Пиотровский и Алферов, артисты Табаков и Доронина, доктор Рошаль, теннисистка Мыскина, певец Сукачев, правозащитник Алексеева, не прошедшие в Думу политики Немцов и Явлинский. И бывший зэк, а ныне бомж Вася Уксусов как представитель народа вообще и общества в целом. Чтоб все эти аристократы духа помнили, от чего им ни в коем случае не следует зарекаться. Получается как раз одиннадцать человек. Удобно для принятия решений. Афинских архонтов, как и членов политбюро в эпоху высокого брежневизма, было именно столько.

Но если серьезно, то замысел власти нам совершенно неизвестен, хотя это - ее инициатива.
Судите сами: сначала президент говорит, что он против публичного расследования бесланской трагедии, поскольку оно легко может превратиться в политическое шоу. Согласимся. Однако уже через несколько дней президент предлагает создать Общественную палату для контроля над госаппаратом, включая силовые структуры. Из этого может выйти даже не шоу, а кабаре со стриптизом.

Трудно предположить, что вкусы власти в области политической эстрады радикально изменились за столь короткое время. Поэтому пока надо исходить из того, что функции Общественной палаты будут весьма скромны. Скорее всего, она будет давать общественную легитимацию инициативам государства. Она же сможет стать удобным органом публичной расправы над неугодными чиновниками - этакий суд народа. Чтоб всегда можно было сказать бывшему другу и соратнику: "Извини, старик, я-то что, ты-то мне всегда, но вот народ, понимаешь ты, гражданское, так его, общество..."

Что это такое?

Всем, кто всерьез рассматривает Общественную палату как новую возможность для результативного диалога с властью, надо определить некоторые ключевые моменты. Попытаться ответить на простые вопросы.

Прежде всего надо понять, как эта Палата может быть встроена в существующую систему власти. Я не стараюсь угадать тайные замыслы вершителей российской политики. Я просто пытаюсь построить некий спектр вариантов.

Итак, каков может и должен быть ее правовой статус? Полностью самостоятельное, отдельное учреждение типа Счетной палаты РФ? Но тогда потребуется как минимум конституционный закон. Или какое-то встраивание в систему разделения властей. Но для этого уже конституционным законом не обойдешься, нужны поправки в Основной закон страны. Или же это будет институция "при Федеральном собрании" (то есть при Думе или при Совете Федерации) или "при президенте"? В любом случае важно, каким документом она будет учреждена - указом, постановлением, законом. Это определяет ее влиятельность, а также продолжительность ее жизни. Важно, чтобы этот документ (закон об Общественной палате) включал в себя правовые основы ее действия и четко сформулировал ее регламент.

Вопросы, вопросы... Они сыплются, как хорошо отполированный горох из правильно продырявленного мешка.

Зачем это нужно?

Какими могут стать задачи Палаты? Скорее всего, государство, учреждая Общественную палату, собирается приписать ей примерно следующие роли.

Во-первых, это легитимация действий власти - "представители гражданского общества поддерживают и одобряют".

Во-вторых, это экспертиза законопроектов, программ и иных замыслов и планов власти силами представленных в Палате организаций (как правило, неправительственные организации обладают хорошей - а часто просто уникальной - экспертно-аналитической базой, могут приглашать квалифицированных экспертов со стороны, пользуясь своим гражданским авторитетом). Такая экспертиза сама по себе является косвенной легитимацией проектов власти.

В-третьих, Общественная палата может предоставлять власти кадровый резерв. В-четвертых (так сказать, "наоборот от кадрового резерва"), Палата может использоваться как отстойник, почетная ссылка для высокопоставленных политических неудачников.

И наконец, нельзя исключать, что высшее руководство возлагает на Общественную палату еще одну тайную надежду. Несмотря на все зачистки и полировки политического поля, нельзя совершенно исключить возможность кризиса в виде стычек между ветвями власти. Такое уже бывало не раз. Два раза, точнее. Бог, говорят, троицу любит. Но ужасно не хочется пальбы в центре Москвы с последующей сменой политического режима. А отчего была пальба и революция? Оттого, что не было авторитетной третьей силы, которая представляла бы собой общество в целом. Земский своего рода собор. Итак, есть вероятность, что Общественная палата в каких-то экстремальных условиях будет использована как противовес либо обнаглевшему парламенту, либо зарвавшемуся правительству. Или же ее можно будет использовать в качестве управляемого посредника в спорах между ветвями власти. Кто будет использовать? Думаю, те, кто ее придумал, - верхушка федеральной власти.

Вопрос, собственно, в другом. Согласно ли само гражданское общество участвовать во всем этом мероприятии? Надеюсь, что в ближайшее время состоится - не может не состояться! - некая общественная дискуссия, которая и ответит на этот вопрос. Уже сейчас я слышал мнение "со стороны гражданского общества", что функция у Общественной палаты может быть всего одна, зато наиважнейшая. Рассматривать все законы и законодательные инициативы и выносить решения только с одной точки зрения - нарушают ли они права граждан, каких именно категорий граждан, какие права и в какой мере. Что и должно служить основанием для соответствующей переработки законов и инициатив.

Кто там заседает и как туда попадает?

http://www.sps.ru/?id=157424

Док. 629443
Перв. публик.: 07.12.06
Последн. ред.: 25.08.10
Число обращений: 0

  • Драгунский Денис Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``