В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Завтра был путч Назад
Завтра был путч
В новом сборнике рассказов Дениса Драгунского "Господин с кошкой" поровну смешного и грустного
Денис Драгунский не случайный обладатель хрестоматийной литературной фамилии         

Когда появляется информация о том, что некий известный человек дебютировал в короткой прозе, умудренный опытом читатель не спешит радоваться рождению нового прозаика. Однако случай Дениса Драгунского - особый: тут в кои-то веки можно порадоваться.

Литературная деятельность Драгунского примечательна, тем более что он - далеко не случайный обладатель хрестоматийной литературной фамилии. Знаменитый детский писатель Виктор Драгунский - его отец, а сам Денис Викторович - прототип героя всенародно любимых "Денискиных рассказов".

Драгунский-младший преподавал новогреческий язык, изучал вопросы национального самосознания, долгое время профессионально занимался политической аналитикой. Когда-то, в 1970-1980-х, он уже ступал на территорию художественного письма - пробовал силы в качестве киносценариста. Но сборники короткой прозы начал выпускать лишь в конце 2000-х. Одна за другой вышли книги "Нет такого слова", "Плохой мальчик" и, наконец, самая новая - "Господин с кошкой".

В этих совсем других, исключительно взрослых "денискиных рассказах" сразу обращает на себя внимание одна довольно редкая вещь, а именно отсутствие ярко выраженных авторских амбиций. Здесь, на первый взгляд, не решаются никакие особые художественные задачи, не используется ни один из популярных механизмов, помогающих производить сильный эмоциональный эффект, и уж подавно не раскрываются известные одному автору тайны пространства и времени.

Сборник рассказов Драгунского - обрывки необъятного полотна, разглядываемые в лупу (обложка книги)

Сборник рассказов Драгунского - обрывки необъятного полотна, разглядываемые через лупу (обложка книги)

В числе текстов "Господина с кошкой", среди которых есть и опубликованные впервые, - несколько историй о неудачных брачных союзах и историй еще более печальных, но рассказанных на удивление сдержанно, пара ехидных отчетов о посещении российских ресторанов, мини-набор анекдотов из советской жизни и разнообразные воспоминания, в той или иной степени личные. Сборная солянка, асимметричный коллаж. Детали отдельно взятой судьбы, микроскопические бытовые курьезы сорокалетней давности, необязательные размышления на грани какой-то маргинальной эссеистики. Обрывки необъятного полотна, разглядываемые через лупу.

Маленькая часть большого объекта, неожиданно увеличенная с помощью лупы - это всегда немного смешно, но все же данный оптический прибор - не кривое зеркало. Описывая сложную систему оплаты проезда, характерную для советского наземного транспорта с его не выдававшими сдачи билетными аппаратами, Драгунский вплотную подходит к демаркационной линии, за которой начинается гротеск. Но не пересекает ее, а поступает аскетичнее и изящнее - просто-напросто выуживает из копилки воспоминаний нечто настолько забавное и колоритное, что и гротеска никакого не нужно.

Опыты Драгунского в области вымысла, беллетристики как таковой во многом построены на том же принципе. Маленький кусочек жизни, показанный предельно крупно и с минимальной комической подсветкой, выглядит интереснее, смешнее и грустнее, чем если посмотреть на него через призму концентрированной иронии, столь любимой некоторыми авторами рассказов. И об эпохе, откуда выхвачены эти кусочки, методом Драгунского получается сказать не только лаконичнее, но и честнее, и выразительнее. Пример тому - рассказ "Воскресный вечер в августе", герои которого - постперестроечные неудачники, попавшие в крайне жалкую тупиковую ситуацию, - вдруг начинают радостно смеяться, узнав утром 19 августа о кремлевском путче.

В результате оказывается, что и художественные задачи у Драгунского решаются, и эмоциональный эффект присутствует (местами такой, что сильнее некуда), и даже, смешно сказать, раскрываются какие-то тайны - пусть и не пространства-времени, а человеческой психики.

Прозаические миниатюры, в самой природе которых заложен вольный переход от вымышленного к невымышленному, от повествования к рассуждению, от личного к общему, - жанр довольно востребованный. Нечто подобное можно найти и у Андрея Волоса, и у Анатолия Наймана, и у Татьяны Толстой, и у многих других, и у их опытов немало общего с тем, что пишет Денис Драгунский. Тем интереснее, что в "Господине с кошкой" органически отсутствует проблема вторичности. Как такое возможно - не совсем ясно, но факт остается фактом.

25 августа 2010
Текст: Кирилл Решетников
http://www.vz.ru/culture/2010/8/25/426735.html

Док. 629444
Опублик.: 25.08.10
Число обращений: 0

  • Драгунский Денис Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``