Михеев С.В. | Ларюшин Е.И. | Бездетнов Н.П. |
В конце 1980-х годовв ОКБ фирмы "Камов" были созданы знаменитые армейские одноместные вертолеты-штурмовики Ка-50 "Черная акула", которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходили все боевые машины мира в своем классе. Вертолёт предназначен для уничтожения бронетанковой и мотомеханизированной техники противника. Он способен поражать цели с высокой точностью с рубежей 5-10 км. Военные институты выполняли проработки по применению этого вертолета и с кораблей.
Соосная схема обеспечила высокую маневренность вертолету и давала ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществлялось за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры.
По уровню бронирования кабины экипажа и защите жизненно важных систем Ка-50 не имеет аналогов в мире. Кабина, выполненная из композитных материалов, способна выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 мм. Лобовое и боковое остекление также изготовлено из пуленепробиваемых материалов. Под крылом имеются четыре пилона, поворачивающиеся на 10 град. в вертикальной плоскости для размещения 12-ти сверхзвуковых управляемых ракет. Серийное производство вертолета развернуто на авиационном заводе "Прогресс" в г.Арсеньеве.
Летные характеристики вертолета Ка-50: - длина с вращающимися винтами 15,9м; - высота - 4,9м; - диаметр винта - 14,5 м; - размах крыла - 7,3 м; - скорость горизонтального полета(максимальная) - 310 км/час; - потолок статический - 4000 м; - потолок практический - 5500 м; - скороподъемность вертикальная на высоте 2500 м - 10 м/с; - диапазон эксплуатационных перегрузок - 0…3,5 ед; - практическая дальность полета - 455 км; - перегоночная дальность - 1200 км; - максимальная взлетная масса - 10800 кг; - двигатели 2 х 2200 л.с.
Затем были созданы многоцелевые всепогодные двухместные вертолеты Ка-52 "Аллигатор". Этот вертолет предназначен для использования в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Он был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50, и унаследовал около 85% примененных на нем технических решений.
За создание этих вертолетов генеральному конструктору ОКБ им.Н.И.Камова - С.В.Михееву было присвоено звание Героя России. На этих машинах впервые в мире было реализовано катапультное спасение экипажа с системой отстрела лопастей. Оно обеспечивало спасение летчикам практически во всех возможных в бою ситуациях, даже при катапультировании с уровня земли, что давало пилоту твердую уверенность в сохранении жизни. Специалисты отмечают, что катапультная система по уровню трудозатрат и вложенного интеллекта сопоставима с созданием самого вертолета.
Ведущую роль в испытаниях всех вертолетов фирмы "Камов" играли летчики-испытатели ОКБ Евгений Иванович Ларюшин и Николай Павлович Бездетнов - Герои Советского Союза. Они первым поднимали в воздух новые модели камовских вертолетов и помогали конструкторам выходить из самых трудных положений при их создании. Е.И.Ларюшин погиб при испытании вертолета Ка-50 - "Черная акула". В испытательном полете на критическом режиме произошло схлестывание лопастей.
Фирма "Камов" проводит испытания принципиально нового легкого многоцелевого вертолета - Ка-60, "Касатка"- однороторной схемы с четырехлопастным несущим винтом и рулевым винтом вентиляторного типа, установленном в кольце хвостовой балки. Максимальная взлетная масса вертолета - 6500 кг, при этом на внешней подвеске он может перевозить до 2500 кг
С.В.Михеев так объясняет успехи, достигнутые фирмой в тяжелые в экономическом отношении 1990-е годы: "В прежние времена камовцы были вынуждены работать в очень узких рамках морской тематики. Морское вертолетостроение более трудоемко, нежели сухопутное и требовало оригинальных решений. Накопленный опыт оказался бесценным. Когда мы смогли обратиться к сухопутным проектам, то сразу пошли нестандартным путем, обеспечившим наш успех".
Одноместный штурмовик Ка-50 - "Черная акула" в небе над Парижем (авиасалон Ле-Бурже). | Двухместный всепогодный вертолет Ка-52- "Аллигатор". | Многоцелевой вертолет с одним несущим винтом Ка-60 - "Касатка". |
http://www.avianosec.com/162.shtml
Док. 629715 Перв. публик.: 01.09.05 Последн. ред.: 01.09.10 Число обращений: 0
Михеев Сергей Викторович
|