В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Сумароков: В Вене начинает функционировать Международная антикоррупционная академия (IACA). Ожидания и перспективы. Назад
Леонид Сумароков: В Вене начинает функционировать Международная антикоррупционная академия (IACA). Ожидания и перспективы.
Итак, как и следует из названия публикации, создана еще одна международная организация International Anti-Corruption Academy (IACA). Конечно, это событие является значительным уже само по себе, подобные события происходят не так уж часто. И все же, казалось бы, не стоило придавать указанному факту то значение, о котором говорится ниже, какое бы звучание ни придавали этой новой организации семейства ООН ее основатели, и как бы интригующе ни звучало наименование этой небольшой организации. Тем более, что в семействе ООН имеются значительно большие по размерам и признанные мировым сообществом другие организации. И все же, все говорит о том, что здесь случай в известном смысле - особый. Об этом свидетельствуют и идеи, заложенные в создание IACA, и соответствующие подготовительные документы, и перспективы, связанные с ее основанием и предполагаемой практической ролью, и даже сама представительная процедура инаугурации. Но обратимся ближе к описанию событий.

В процедуре инаугурации, состоявшейся 2 сентября в знаменитом историческом дворце Хофбург, где уже многие десятилетия проходят заседания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), принял участие Генеральный секретарь ООН Бан Ки-Мун. Здесь же несколько десятков министров и статс-секретарей внутренних дел и юстиции, а также около шестисот высокопоставленных делегатов из почти сотни стран, в том числе, Российской Федерации, дипломатов, представителей международных организаций и структур, включая Интерпол, а также журналистов.

Идея создания такой международной образовательно-правоохранительной структуры была высказана правительством Австрийской республики еще 5 лет назад, что повлияло и на место расположения этой организации. Вновь учрежденная Академия располагается неподалеку от столицы Австрии в местечке Лаксенбург в старинном недавно отремонтированном замке.

В своем послании в связи с созданием Академии Бан Ки-Мун отметил, что
"Коррупция является одним из самых больших препятствий в мире на пути усилий по достижению сформулированных ООН целей развития тысячелетия. Коррупция крадет итоги выборов. Она подрывает принцип верховенства закона, и это может поставить под угрозу безопасность". По мнению генсека, IACA - является источником инновационного образования, профессиональной подготовки и научных исследований, создания международных сетей сотрудничества. Выступивший на встрече Министр иностранных дел Австрии Михаэль Шпиндельэггер отметил в связи с открытием Академии, что "впервые создан глобальный учебно-исследовательский центр по борьбе с коррупцией". Учебный процесс с участием нескольких десятков преподавателей, ассистентов и приглашенных специалистов начнется уже в ближайшие недели.

Каковы же цели Академии? В основополагающих документах говорится, что ими для IACA являются:
-Рассмотрение реальных случаев, связанных с проявлениями коррупции, на основе комплексного, всеобъемлющего, целостного, как указывается в документах, и междисциплинарного подхода (ЛС: -то, что называется в терминах системного анализа "case studies");
-Проведение профессиональной антикоррупционной работы по дальнейшему совершенствованию существующих практики, положений и стандартов борьбы с коррупцией;
-Содействие прямому диалогу и сотрудничеству в области взаимного обмена и взаимодействия между заинтересованными сторонами;
-Повышение эффективности деятельности учреждений, организаций или отдельных лиц, участвующих в предупреждении и борьбе с коррупцией;
-Проведение исследований по эффективным и действенным мерам антикоррупционных стратегий деятельности; а также
-Установление отношений партнерства со всеми заинтересованными сторонами.

Отмечается, что Академия в конечном счете, имеет целью улучшить знания и навыки людей, а также прозрачность и подотчетность учреждений и организаций. Одна из амбициозных, но, признаю, не знаю, насколько реально достижимых целей, - учет национальных особенностей при изучении проблем коррупции (ЛС: -в том числе с учетом различий в менталитете).

Среди участников мероприятия - нынешний посол России в Великобритании Ю.Федотов, и об этом здесь уместно сказать несколько слов специально. Дело в том, что недавно он получил новое назначение по линии ООН. Так решил Генеральный секретарь ООН Бан Ги-Мун, который поручил Юрию Федотову возглавить Отделение ООН в Вене. Он будет новым исполнительным директором Управления ООН по наркотикам и преступности и заменит на этом посту уходящего в отставку итальянца Антонио Мария Косту. Комментируя это назначение, Генеральный секретарь сообщил следующее. "Я хотел бы, и это очень важно, кратко представить моего коллегу г-на Юрия Федотова. Он будет новым Генеральным директором Центральных учреждений Организации Объединенных Наций в Вене, и при этом будет совмещать свою работу в качестве исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК). Я избрал его в этом качестве в связи с его твердой приверженностью делу Организации Объединенных Наций и его знаний и опыта, в качестве бывшего заместителя министра иностранных дел России, а также посла России в Соединенном Королевстве. Уверен, что он будет здесь, в Вене одним из самых образцовых, великолепных и выдающихся лидеров Организации Объединенных Наций. Я рассчитываю на продолжение сотрудничества с ним, и не сомневаюсь, что и он, со своей стороны будет привержен работе на этом посту". В перерыве заседания автору этих строк удалось в качестве корреспондента Виперсон кратко побеседовать с вновь назначенным руководителем важнейшего офиса ООН в Вене - UNOV Федотовым. Он сообщил, что процедура его назначения оформлена еще не полностью, и он пока сохраняет позицию посла России в Великобритании, но в ближайшее время, после завершения необходимых формальностей, планирует перебираться в Вену. Юрий Федотов очень ответственно относится к новому назначению, а говоря о IACA, сказал, что будет уделять этой организации особое внимание.

Отмечу, что в задачу данной публикации не входит обсуждение ее возможной роли в деле преодоления коррупции в нашей стране, хотя и не могу в какой-то мере не затронуть эту тему. В более общем и глубоком виде этим проблемам посвящены специальные документы и выступления наших высших руководителей и многочисленные публикации в СМИ, отражающие тревожную статистику в данной области, в частности, опубликованную недавно, в портале News.ru. Отмечается, что коррупционный оборот в России достиг 50% ВВП, что практически соответствует данным Всемирного банка - 48% ВВП. Анализ оценок в российских и зарубежных СМИ показывает, что для борьбы с коррупцией в нашей стране одних юридических мер не достаточно. Отельные эксперты говорят о том, что есть два пути решения подобных проблем: установление самых жестких мер вплоть до тоталитарной диктатуры, или развитие демократии, как в Норвегии, Германии и некоторых других странах. Известно, что существует различное, в том числе и очень суровое (Китай) законодательство в отношении коррупционеров, хотя, как мы знаем, эта проблема далека от решения и там. Что касается России, то она, судя по некоторым, полагаю, не всегда достаточно аргументированным, публикациям, якобы, никак не может определиться, каким путем ей идти, поэтому коррупция не только не пропадает, но и продолжает разрастаться. Со своей стороны не могу сегодня сказать, в какой мере оба указанные пути найдут отражение в программах Академии, хотя и уверен, что этих вопросов в ее деятельности не избежать. Отмечу при этом, что руководящий организатор академии Мартин Кройтнер, работавший ранее в МВД Австрии, считает, что коррупция в ходе учебного процесса и при проведении исследований будет рассматриваться не только как негативный феномен из области криминологии, но и как серьезная социологическая проблема, и это абсолютно правильно. По его мнению, с использованием лишь уголовного права с коррупцией не справиться.

В чем же возможные роль и значение IACA для России? Не будем питать излишних надежд, а тем более строить скороспелые прогнозы и ожидания. Понятно, что у организаторов вновь созданной Академии нет волшебной палочки, и при всем уважении не должно быть иллюзий в отношении решающей роли этой Академии. Обращусь к словам Кройтнера, и при этом отдам должное его трезвой оценке, - Академия не сможет "спасти мир"; сама по себе не спасет она и Россию. Коррупция - комплексная проблема, требующая и комплексного подхода для ее решения. Создание Академии - очень важный, но лишь один из элементов такого подхода, полезный и для нашей страны.

Ссылаясь на мнение Президента Медведева, скажу, что он очень сдержанно оценивает результаты борьбы с коррупцией в России. Объявив на июльской встрече с депутатами Госудмы и региональных парламентов борьбу с коррупцией первостепенной задачей, он признал, что никаких значимых успехов в этом направлении пока не достигнуто. При этом сделал акцент на изменении "ментальных привычек" россиян и заявил о решительных мерах по преодолению этой ситуации.

Здесь позволю себе несколько личных замечаний, признавая при этом, что не считаю себя специалистом в данной области. Как известно, можно говорить об индивидуальном, или личностном и групповом менталитете, который в последнем случае выступает как социальная категория, включая коррупцию в особо больших масштабах, а также преступные группировки, которые смыкается с организованной преступностью. В этой связи можно условно говорить о коррупции на микро и макро уровне. И здесь уместно вернуться к приведенным выше словам Кройтнера, который справедливо считает, что коррупция в IACA будет рассматриваться, в том числе, и как серьезная социологическая проблема. Должен сказать, что сделанное Президентом Медведевым заявление о необходимости изменения "ментальных привычек" россиян, имеет очень важный, глубоко и далеко идущий характер. Менталитет, как групповая категория, это образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе, требует социологического рассмотрения и в известной мере смыкается с понятием идеологии общества.

Реализация лозунга деидеологизации конца перестроечного и послеперестроечного периода правления Ельцина привела к резкому всплеску коррупции. Об этом и попытке проведения соответствующих мероприятий по ее преодолению очень откровенно и убедительно говорится, в частности, в известной книге акад. Примакова "Восемь месяцев плюс", которая посвящена его деятельности в качестве Премьер-министра при Ельцине. Напомню, что Примакова, не дав ему возможности реализовать свои многообещающие планы и действия, уже начавшие приносить позитивные результаты, Ельцин, которого Примаков буквально спас от ответственности за экономическую катастрофу, без каких-либо оснований неожиданно отстранил от руководства. Ну а синдром коррупции отнюдь не затихал и продолжал разрастаться (вот так и получили приведенные выше цифры 48 и 50 процентов).

В моем понимании менталитет самым тесным образом связан с существующей в обществе идеологией, а идеология - прерогатива руководства. Что же тогда? Следует ли вырабатывать новую идеологию или постепенно, хотя бы по каким-то частям восстанавливать старую или ее фрагменты? Здесь хотел бы упомянуть активную позицию ряда авторов, отраженных, в частности в портале Виперсон.

Касаясь вопроса об идеологии, еще раз подчеркну, что вовсе не собираюсь говорить о восстановлении советской идеологии, тем более в ее комплексном виде, но с пониманием отношусь, например, к позиции Натальи Басовской, отраженной в ее интервью "Перекрестный допрос. Советский менталитет - так ли это плохо ..." (4.6/2010). Не пойму, например, куда из постоянного обращения исчезли слова "дружба народов", зато появился разделяющий общество термин "лица кавказской национальности", а слово "свобода", которое неминуемо сопровождалось знакомыми еще со времен французской революции терминами "равенство" и "братство" повисло в одиночестве. Такое впечатление, что под лозунгом пресловутой деидеологизации, как говорится, вместе с использованной водой, выплеснули и ребенка, и печальные итоги, как говорится, налицо.

Полагаю, фактом является то, что новая идеология для многонационального российского общества нужна, она должна содействовать сплочению и носить в том числе антикоррупционный характер. Далек от мысли, что эту идеологию "подарит" нам IACA. Но, памятуя слова в основополагающих документа этой организации, о том, что "The Academy, as a future global centre of excellence, will pursue the objective of creating a holistic and inter-disciplinary approach to professional anti-corruption training, education and research", полагаю, что деятельность Академии окажет посильную, но значимую помощь в плане новой идеологии и нашей стране.

Ну а в заключение, возвращаясь к позиции Президента Медведева, отмечу, что на упомянутой выше встрече в своем выступлении он высказал также ряд конкретных и жестких замечаний в связи с коррупцией в стране. Внимание к проблеме, по общему признанию, набирает силу, и думаю, главные решения и действия, еще впереди.

Журналист, член-корр. АН СССР (1984), РАН (1991) Леонид СУМАРОКОВ.

www.viperon.ru

viperson.ru

Док. 629863
Перв. публик.: 06.09.10
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 0

  • Примаков Евгений Максимович
  • Сумароков Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``