В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Крылатый воин Назад
Крылатый воин
Рассказывают, что в годы войны в ответ на появление в небе Александра Покрышкина встревоженные немцы предупреждали своих летчиков: "Внимание! Покрышкин в воздухе!". Страх, который внушали гитлеровцам быстрые и дерзкие атаки прославленного советского летчика, вполне понятен: за четыре года войны он осуществил не менее 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и лично уничтожил 59 вражеских самолетов! Его боевые подвиги были отмечены высшими наградами государства - Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза.

Покрышкин, говоря о своем решении связать жизнь с авиацией, уточнял, что относится к поколению, чья молодость пришлась на 1930-е годы - время строительства социализма и, в частности, время советских авиационных рекордов, прививших множеству молодых людей мечту о небе: "Мне было около двадцати лет, когда великий летчик нашего времени - Валерий Чкалов - уже развернул свои крылья в полете. И на вопрос: кем быть? - я, подобно многим тысячам советских юношей, отвечал себе: летчиком".
Покрышкин отправился в Пермь, но тут выяснилось, что авиационная школа, в которую он приехал учиться, готовит авиатехников, а не летчиков. И он становится хорошим техником, однако от мечты летать самому не отказывается: занимается в Краснодарском аэроклубе, причем умудряется окончить летную программу обучения за месяц - за срок своего отпуска. Наконец, многочисленные просьбы отправить его учиться на летчика приносят свои плоды: Покрышкина командируют в Качинскую летную школу.
В 1941 году часть, в которой служил Покрышкин, стояла на границе у Прута. Уже на второй день войны "миг" Покрышкина вступает в бой с немцами и уничтожает первый вражеский самолет: "Вспыхнув, он рухнул вниз. Я проводил его взглядом, и это едва не стоило мне жизни. Еще один немец подобрался ко мне сзади". Покрышкин смог вывести поврежденный самолет из боя и дотянуть до аэродрома.
В другом бою с превосходящими силами противника его самолет сбивают, и раненый Покрышкин оказывается в окружении. Он не просто прорывается к своим, но старается также спасти свой самолет. В ноябре 1941-го в условиях непогоды и плохой видимости, ведя машину по приборам, Покрышкин тем не менее успешно выполняет поставленную задачу - определяет местонахождение танковой группы Клейста.
Заслугой А.И.Покрышкина было создание многих новых тактических приемов ведения боя. Еще в начале войны он приходит к выводу о необходимости широкого применения вертикального маневра. Он мастерски проводил атаку сверху, круто пикируя на врага - наносил ему "соколиный удар", сопровождавшийся огнем с близкого расстояния.
Еще одним приемом его летчиков стала "свободная охота". Она осуществлялась парой или четверкой истребителей. Проникнув глубоко за линию фронта, они устраивали в воздухе засады, уничтожая самолеты противника; действовали на большом пространстве, поражая также наземные цели. "Свободная охота" - это наивысшая форма боевой деятельности истребителей", - считал Покрышкин. Сам он, кстати, такую охоту проводил даже над штормящим ноябрьским Черным морем. Итогом четырех вылетов стали пять сбитых "юнкерсов".
Летчики Покрышкина, кроме того, первыми применили эшелонированное в высоту построение группы самолетов, получившее название "этажерка".
На протяжении всей войны новыми схемами боев, чертежами маневров пополнялся легендарный альбом Покрышкина, куда он заносил все возникавшие интересные идеи. Среди них было, например, применение неправильной управляемой бочки с потерей высоты, что позволяло уйти из-под огня неприятеля, после чего, оказавшись за хвостом вражеского самолета, летчик уничтожал его.
Известная формула Покрышкина гласила: "высота, скорость, маневр, огонь". Покрышкин был убежден: "Летное дело - это искусство, которое требует от человека всей его жизни".
Весной 1943 года он участвует в воздушном сражении на Кубани. Покрышкину выпадали необычайно результативные дни, такие, например, как 12 апреля, когда на глазах у генерала К.Вершинина он сбил 4 самолета, а к концу дня увеличил их количество до семи.
Покрышкин, как говорится, вводил в строй молодых летчиков, помогая им оттачивать мастерство и вырабатывать особый стиль ведения воздушного боя, "стиль, равного которому нельзя найти нигде, стиль, присущий только советским летчикам - крылатым воинам страны социализма".
Описания боев с участием Покрышкина представляют собой захватывающее чтение, а виртуозное управление самолетом в небе подчас кажется просто невероятным.
Один из боев прозвали "нахальным". "По-моему, в некоторых случаях истребители должны быть дерзкими до нахальства. Это отлично действует на малоустойчивого противника", - замечал на этот счет Покрышкин.
Четыре советских истребителя противостояли в том сражении не меньше, чем 30 немецким самолетам (двум группам "юнкерсов", отряду "хейнкелей", возможно было появление "мессершмиттов"). Покрышкин пошел в атаку против двух групп "юнкерсов", подбил самолет флагмана, вынудив остальные бомбардировщики сбросить свой смертоносный груз, прежде чем они достигли цели (то есть бомбы падали туда, где располагались немецкие войска). Затем были нейтрализованы другие группы самолетов. Они было попытались уйти обратно, однако на помощь патрулю Покрышкина подоспели вызванные на подмогу советские истребители.
В другой раз, уже намереваясь нанести удар, Покрышкин из-за плохой видимости вдруг усомнился, чьи перед ним самолеты - наши или немецкие. Когда стали видны кресты на крыльях, стрелять было уже поздно, самолеты находились над немецкими. Однако летчики Покрышкина предприняли резкий маневр группой и оказались сзади над вражескими самолетами. От пулеметной очереди, данной Покрышкиным по немецкому бомбардировщику, он взорвался, а самолет Покрышкина пролетел сквозь взрыв, каким-то чудом не пострадав.
Когда бои шли уже за пределами территории СССР, а полетам мешала погода - почва на аэродромах разбухла, крайне затрудняя взлет и посадку - перед Покрышкиным встала задача найти новое место для аэродрома. Для взлета и посадки он выбрал берлинскую автостраду. Она была в два с лишним раза уже взлетной полосы обычного аэродрома, однако летчики Покрышкина аккуратно сажали самолеты и на нее. Покрышкин впоследствии вспоминал, насколько поражены были захваченные в плен немцы, задачей которых было обнаружить аэродром, используемый советскими истребителями, увидев приспособленную для этих нужд хорошо знакомую им автостраду.
Его истребители участвовали в штурме Берлина. А последний вражеский самолет был сбит гвардейцами около Праги.
24 июня 1945 года Покрышкин участвовал в Параде Победы на Красной площади, нес Знамя фронта. "Всю радость победы, высокую честь быть воином Советской Армии я ощутил июньским утром тысяча девятьсот сорок пятого года", - написал он.

Ольга Гарбуз


http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2645

Док. 630028
Перв. публик.: 08.09.00
Последн. ред.: 08.09.10
Число обращений: 0

  • Покрышкин Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``