В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заявления бывшего руководителя ОАО `Сахалинское морское пароходство` Якупа Алегедпинова построены исключительно на непроверенных слухах и сознательном искажении фактов Назад
Заявления бывшего руководителя ОАО `Сахалинское морское пароходство` Якупа Алегедпинова построены исключительно на непроверенных слухах и сознательном искажении фактов
В этих письмах автор рекомендует акционерам голосовать против принятия решений практически по всем вопросам повестки дня собрания, и аргументирует этот призыв сведениями об имеющихся, на его взгляд, многочисленных нарушениях в деятельности нынешнего руководства основной судоходной компании Сахалина.

В преддверии предстоящего 16 июня собрания акционеров ОАО "Сахалинское морское пароходство", часть из акционеров предприятия (а всего среди акционеров - почти четыре тысячи физических и юридических лиц, в основной массе - сахалинцы) получили письма за подписью акционера и члена совета директоров предприятия, его бывшего руководителя Якупа Алегедпинова. В этих письмах автор рекомендует акционерам голосовать против принятия решений практически по всем вопросам повестки дня собрания, и аргументирует этот призыв сведениями об имеющихся, на его взгляд, многочисленных нарушениях в деятельности нынешнего руководства основной судоходной компании Сахалина. За разъяснениями мы обратились к генеральному директору ОАО "Сахалинское морское пароходство" Александру Мацуку.

Александр Валерьевич! Вам известно о письмах, рассылаемых Якупом Алегедпиновым акционерам общества?

Разумеется, известно. Факты в этих письмах изложены настолько своеобразно, что целый ряд акционеров были вынуждены обратиться к нам за разъяснениями и предоставили копии этих "обращений к акционерам". Хотелось бы наших акционеров успокоить - все сообщенные им вопиющие факты злоупотреблений не так страшны, как это пытается представить Якуп Жамарович, и мягко говоря, не соответствуют действительности.
Заявления Алегедпинова построены исключительно на непроверенных слухах, тенденциозно подаваемой информации и сознательном искажении фактов. Годовая отчетность пароходства проверена аудиторами. Группа аудиторов ознакомилась со всем массивом бухгалтерского учета и документации пароходства и никаких нарушений при формировании отчетности не усмотрела. При этом нужно отметить, что в этом году у нас аудитор поменялся. Если в течение последних почти полутора десятков лет нас бессменно (не смотря на известный любому финансисту принцип сменяемости аудиторов) аудировало Владивостокское ЗАО "Дальаудит", мало известное за пределами Приморского края, то в этом году нашу отчетность проверял ООО "Росэкспертиза", которое входит в десятку самых крупных и авторитетных аудиторских компаний страны, что неоднократно подтверждалось рейтинговым агентством "Эксперт". Впрочем, смена аудитора объяснялась не нашим желанием "что-то поменять", а лишь тем, что ООО "Росэкспертиза" победило в конкурсе, проведенном в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Однако, в письмах Я.Ж.Алегедпинова отмечено, что этот конкурс был незаконным.

Это - пример работы старой поговорки "слышу звон, но не знаю, где он". Действительно, ЗАО "Дальаудит" оспорило в суде заключенный с ООО "Росэкспертиза" контракт. Но не контракт на проверку годовой отчетности за прошедший год, а контракт на проверку отчетности за текущий год, который должен выполняться лишь через десять месяцев. Причем это - всего лишь претензии. Решение суда по этому делу пока не состоялось и наши юристы, знакомые со всеми нюансами этого иска, полагают, что шансы на то, что суд поддержит доводы истца невелики.
Ни правомерность привлечения ООО "Росэкспертиза" к проверке отчетности, которую будет рассматривать собрание акционеров, ни квалификация этой компании никем, как бы того не хотелось Я.Ж.Алегедпинову, не оспаривается.
Аудиторы, имея на руках все необходимые документы, проверяли упомянутые в "обращениях к акционерам" ситуации с претензиями к одной российской и одной китайской компании, а также состояние расчетов с одной из дочерних компаний пароходства. Никаких нарушений в этой части не выявлено. Мало этого о наличии судебного решения в пользу ОАО "СахМП" по иску к российской стороне и о подготовке арбитражного процесса за рубежом я докладывал на последнем Совете директоров общества, но, судя по всему, Якуп Жамарович слушал меня не очень внимательно.
Впрочем, кое-что аудиторы установили: в начале 2007г., когда Алегедпинов после неоднократных конфликтов со многими акционерами и членами совета директоров уже принял решение о добровольном уходе в отставку, им совместно с главным бухгалтером компании были для какой-то, нам не совсем ясной цели, сформированы значительные резервы, в результате чего от распоряжения акционеров было сокрыто более 180 миллионов рублей. Причем, очень в традициях Якупа Жамаровича, все было сделано келейно: никаких бумаг, устное указание сотрудникам бухгалтерии осуществить сомнительную бухгалтерскую проводку. В общем, прикрытие этой операции вроде бы было организовано, однако полная уверенность в безнаказанности укрыла от внимания этих господ необходимость корпоративного одобрения подобных "операций". Впрочем, я сомневаюсь, что акционеры позволили бы им распоряжаться принадлежащими им деньгами.

Именно за это и был уволен главный бухгалтер, о чем сказано в письмах Алегедпинова?

Не все так просто. Данный факт был обнаружен уже после ее увольнения. Претензий к ней и так хватало. Основные состояли в том, что на пару с господином Алегедпиновым они никак не могли отделить собственный карман от кармана предприятия. В обмен на то, что за счет пароходства главному бухгалтеру отгрохали приличную дачу (затраты по строительству были проведены как ремонт одного из объектов пароходства), главный бухгалтер прикрывала как производственные затраты пароходства (и это подтверждено судебным решением) расходы по энергоснабжению и благоустройству дачи, принадлежащей Алегедпинову и его близким родственникам. Этим делом в настоящий момент занимаются правоохранительные органы. К сожалению, в процессе увольнения юристами пароходства были допущены нарушения некоторых предусмотренных законом требований, что повлекло восстановление главного бухгалтера в должности, даже не смотря на то, что факт нарушений трудовой дисциплины с ее стороны имеется и полностью подтвержден, однако по формальным причинам исковые требования истицы были удовлетворены.

То есть в Сахалинском пароходство сейчас все идеально?

Странный вопрос. В ближайшее время общее Собрание акционеров будет рассматривать итоги 2009 года. Кризисного года. Естественно, кризис удрали по всем, и было бы глупо утверждать, что в пароходстве все прекрасно. Единственный раздел "обращений к акционерам", к которому у нас нет претензий - это таблица сравнительных показателей работы компании за кризисный и за два предкризисных года, из которой отчетливо видно, что в прошлом году наши показатели существенно изменились не в лучшую сторону. Но это только часть правды. Чтобы понять другую ее часть, достаточно сравнить результаты нашей работы с результатами работы остальных судоходных компаний. И по любой аналогичной компании, что российской, что иностранной, мы увидим практически те же тенденции. Такие времена. Мы этого не скрывали на Советах директоров год назад, когда честно предупреждали, что было бы хорошо свести 2009 год "в ноль". Наша команда состоит из оптимистов, но даже принимая во внимание, что ситуация на рынке начинает восстанавливаться, процесс этот не имеет той динамики, которую мы хотели бы видеть. Впрочем, развитие транспорта напрямую связано с экономикой того региона, в котором он работает, а для всех уже очевидно что экономика Сахалинской области восстанавливается быстрее чем в других регионах.
Между прочим из кризиса мы вышли с минимальными потерями, с приобретением трех, пусть не новых, но самых молодых в составе сахалинского флота судов и модернизацией "Сахалина-8", цена которой практически равна стоимости парома. Тот же Алегедпинов в своих письмах панически заявляет о том, что компания вся в долгах, что завтра поставщики прекратят поставки и флот встанет. Но достаточно взять калькулятор и из тех же самых цифр, которые привел в своем письме бывший президент, увидеть, что упомянутые им "непосильные" проценты составляют всего одну сотую от общих затрат предприятия (это существенно ниже, чем в среднем по рынку). Не хватило ему смелости заявить и о том, что наращивание просроченной задолженности перед одним из наших поставщиков и надежных партнеров, было осуществлено только после согласования этого с нашим контрагентом. Умалчивает он и о том, что к настоящему времени изначально согласованный график платежей практически выполнен, и просроченной задолженности не существует.
Желчь Якупа Жамаровича именно в этом вопросе в принципе понятна: в бытность его руководителем пароходства, компания на многие годы потеряла репутацию надежного заемщика, провалив инвестиционный проект с Европейским банком реконструкции и развития. Наша команда за последние три года сумела восстановить доброе имя пароходства, мы вновь начали зарабатывать положительную кредитную историю. Сейчас реально сложилась ситуация, при которой очень крупные федеральные банки серьезно конкурируют друг с другом за право кредитовать Сахалинское морское пароходство. О таком раньше и речи быть не могло.
Не секрет, что в бытность Алегедпинова руководителем пароходства, стратегия компании была достаточно проста: выжать максимум из паромной переправы, поскольку "никуда сахалинцы не денутся". Именно поэтому компания практически не развивалась, не осваивала новые рынки. А теперь посмотрим на прошлый год: на паромную переправу пришлось уже меньше половины от общего объема перевезенных пароходством грузов (если точно - то чуть больше 40%). На долю паромов пришлось меньше трети от всех доходов от перевозок. Мы планомерно работаем на то, чтобы основные деньги зарабатывать на других рынках, там, где нам приходится доказывать свою состоятельность в жесткой конкурентной борьбе. При нынешней команде менеджеров это получается. И мы, открыв в прошлом году новые линейные сервисы из Владивостока на Сахалин и в Магадан, уже сейчас готовы выйти с предложениями к клиентам начать перевозки из Китая в Россию.

В чем же тогда смысл всех этих писем?

Да не только этих писем. Весь прошлый год Якуп Жамарович потратил на то, чтобы вместе с новой женой пачками забрасывать жалобы в милицию, прокуратуру и другие государственные органы. Органы государственной власти неоднократно проводили проверки и отвечали ему, что признаков уголовных преступлений или административных правонарушений в деятельности компании и ее руководства не выявлено, а корпоративные споры они разрешать не вправе. Первую половину этого года Якуп Жамарович потратил на то, чтобы отправить массу исковых заявлений в Арбитражный суд. Ни одно из этих заявлений не удовлетворено: исследовав материалы дел суд не нашел подтверждения их доводам. При этом, хотя Алегедпинов и остается одним из достаточно крупных акционеров (ему вместе с женой Светланой Борисовой и иностранной компанией с экзотических островов в Тихом океане принадлежит около 10 процентов акций пароходства), однако у него недостаточно сил для того, чтобы вернуться к управлению пароходством. Именно поэтому он и пытается внести сумятицу в умы мелких акционеров. Видимо, надеется, что если сумеет убедить их в неэффективности нынешней команды менеджеров, они радостно кинутся в его объятия. Только он не задумывается о том, что всем акционерам прекрасно известны результаты его двенадцатилетнего опыта "руководства".
И в завершении нашего разговора я хотел бы сказать следующее: вокруг Сахалинского морского пароходства разгорается серьезный корпоративный конфликт, инициированный группой акционеров, стоявших в свое время у руля управления компанией. И не стоит думать, что вдохновителем и инициатором происходящего является исключительно Алегедпинов. Люди эти хитры, изворотливы, внешне симпатичны, но исключительно лицемерны. На первом этапе нашей совместной работы они расхваливали стиль управления нашей команды, через некоторое время меня просто и банально пытались купить, далее последовала попытка профессиональной дискредитации. После того как я обратился в правоохранительные органы по фактам злоупотреблений предыдущего руководства, на меня было совершено покушение. Ни чего у них в марте этого года не получилось, мне повезло с ангелом хранителем, но я никогда не забуду короткого разговора с нападавшим, который для меня лично расставил все по своим местам. Я не владею ни одной акцией пароходства и являюсь наемным менеджером, с которым работает очень профессиональная команда. По этой причине от корпоративного конфликта мы ничего выиграть не можем. Но и игнорировать происходящее мы не имеем права, поскольку наша цель - превратить пароходство в прозрачную без "левых" схем, процветающую судоходную компанию с новым флотом, новыми рынками и клиентами, конкурентными услугами и достойной заработной платой для работников компании, в особенности для моряков, которым и так досталось немало нелегких испытаний в период правления былых "управителей".

Интервью взял В.Егоров

14 июня 2010 г.
http://www.tia-ostrova.ru/toprint.php?div=news&id=173281

Док. 630366
Перв. публик.: 14.07.10
Последн. ред.: 16.09.10
Число обращений: 0

  • Алегедпинов Якуп Жамарович
  • Мацук Александр Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``