В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лица без родины Назад
Лица без родины
Страна не может развиваться без людей, которые именно с ней связывают свое будущее

Россия сегодня превращается в страну людей, у части которых родины как таковой нет: она для них место пребывания и обогащения.

По рассказу Владимира Путина, на встрече с возвращенными из США разведчиками он хором с ними пел песню "С чего начинается Родина?".
С чего она начиналась в песне из любимого путинского фильма "Щит и меч", известно: "...С картинки в твоем букваре,/ С хороших и верных товарищей,/ Живущих в соседнем дворе. ...С той песни, что пела нам мать./ С того, что в любых испытаниях/ У нас никому не отнять. ...Со старой отцовской буденовки,/ Что где-то в шкафу мы нашли. ... И с клятвы, которую в юности/ Ты ей в своем сердце принес".
А с чего начинается родина сегодня? Картинки в букваре сменились. Товарищи подчас разошлись по разным политическим лагерям. Насчет буденовки возникли очень большие вопросы. Клятва, принесенная в юности, явно давалась другой родине. Да и далеко не всеми воспринимается сейчас как актуальная.

Правда, фраза про товарищей многое объясняет в кадровой политике премьер-президента, но с остальным все остается под вопросом.
Родина сегодня - это что? Это не территория и не государство. В песне в общем все точно сказано: Родина - это та система образов, "амаркордов", которые восходят к детству. На простом уровне - то, что связано с территорией детства, малой родиной. И у многих и она оказывается не в той стране, где они теперь живут. Что касается большой родины - она тоже строится из образов, идентификаций и самоидентификаций. Это не страна в обычном значении слова, но нечто родное и близкое, то, что воспринимаешь изначально как свое, с чем на эмоционально-гражданском уровне себя ассоциируешь, за что переживаешь и чем гордишься.
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, на вопрос "Кто я такой?" 58% ответили бы "гражданин России", 15% - "гражданин СССР" (первый показатель после роста в последние годы обозначил падение, второй после некоторого падения вырос), 2% обозначили себя в качестве "европейцев", 19% - "жители своего региона", 6% - "граждане мира".
Видно, что сегодня наиболее распространенными являются две государственно-страновые идентификации - Российская Федерация и СССР. Если идентификация с СССР носит как гражданско-юридический, так и образно-эмоциональный характер, то идентификация с РФ - скорее, только первый. В эмоционально-образном отношении эта идентификация противоречива: одна характеристика РФ - это некое новое государство, возникшее на территории прежнего СССР и по факту противоположное ему, "не СССР", "Новая Россия". Другая сформулирована и оглашена Путиным: "Мы сохранили ядро территории СССР и назвали его Российская Федерация". То есть РФ - это "сохраненная территория СССР".
Дело, конечно, не в территории. Для российской самоидентификации в силу множества причин всегда была первичной не географическая или национальная самоидентификация, а образно-смысловая. Территория воспринималась как пространство, на котором утвердилось торжество этих образов, в том числе образа жизни. Причем не столько реально существующего, сколько идеального, желаемого, к воплощению которого следует стремиться.
СССР как родина в этом отношении большой частью граждан воспринимался не просто как страна рождения, а как самая свободная, передовая и прогрессивная страна, форпост создаваемого Нового Мира.
И даже после того, как этот форпост рухнул, это отношение, иногда на бессознательном уровне, сохранилось. В этой связи интересны данные ВЦИОМ, проводившего в январе опрос об отношении граждан к понятиям "советское" и "антисоветское". Как оказалось, первое вызывает у подавляющего большинства такие чувства, как "ностальгия", "гордость", "одобрение", "благодарность", "восхищение", "надежда". И лишь у меньшинства негативные чувства - "разочарование", "осуждение", "скепсис", "страх, ужас", "стыд, вина", "ненависть, гнев".
Слово "антисоветское", напротив, у большинства вызывает "осуждение", "разочарование", "ненависть, гнев", "стыд, вину", "страх, ужас", "скепсис". Позитивные же чувства - "надежда", "одобрение", "восхищение", "ностальгия", "гордость", "благодарность" - пробуждает у минимального числа граждан.
Если рассматривать родину, как то, чем гордишься, то и тут представления россиян в значительной степени обращены к прошлому. Для большинства предметом гордости за страну в первую очередь является история - 47%. "Место рождения" вызывает гордость у 32%, территория - у 30%. Великие люди "моей национальности" - у 22%. Природа - у 21%. Государство - у 19%, литература и искусство - 17%, военная мощь - у 16%, "душевные качества моего народа" - у 15%, язык - 13%, обычаи - у 12 %, победы спортсменов - у 11%, религия "моего народа" - у 9%, "наше трудолюбие и умение хозяйствовать - у 6%. Итак, общая тенденция: граждане страны считают, что им есть чем гордиться в прошлом и практически нечем в настоящем.
Получается, что и их чувство родины оказывается во вчерашнем дне, а в сегодняшнем у них действительно нет родины. Для большей части граждан России все то, что было им изначально дорого, их комплекс образно-интуитивных представлений, формирующих ощущение родины, оказался если и не разрушен, то уже не связан с сегодняшней действительностью, нынешним миром. Остаточно он существует, но как прошлое.
В фильме "Корона Российской империи" один из эмигрировавших белых офицеров спрашивает капитана Овечкина, героя Армена Джигарханяна: "Я иногда спрашиваю себя, а во имя чего мы все это делаем (имеется в виду борьба эмигрантов с советской властью - С. Ч.), если не из-за денег?" И тот ему отвечает: "Даже не ради будущего. Прошлое - вот то, что у нас осталось. Вот во имя этого прошлого".
Россия сегодня превращается в страну людей, у части которых родины как таковой нет: она для них место пребывания и обогащения. Родину они видят там, где деньги и комфорт. А у другой части родина как будто и есть, но она в прошлом.
В девяностые Россией правили люди, которые видели в ней некий краткосрочный проект, предполагавший, что нужно как можно быстрее сделать состояние здесь и уехать туда, где уже куплены дома и виллы. В нулевые на смену им пришли люди, рассматривающие Россию как среднесрочный проект, который некоторое время может давать возможность делать деньги и который так просто бросать не надо. Но с этим " проектом" нужно быть готовым расстаться, как только возможность делать деньги исчезнет.
Первые страну разрушали и конвертировали в короткие деньги. Вторые активное разрушение прекратили или приостановили, но не ставили себе задач ее перспективного развития. Первыми Россия в принципе не воспринималась как родина, и жить здесь они не собирались. Вторыми она воспринимается как родина, но отчасти, как "амаркорд", долгосрочное будущее они с ней не связывают и приносить жертвы ее будущему не хотят.
Но страна не может развиваться вне долгосрочного проекта. Без людей, которые пусть и ориентированы на обогащение, но связывают его с собственным господством в своей стране и готовы ради этого приносить жертвы и бросать вызов всему миру.
У одних нет родины, потому что ее у них отобрали, у других ее нет, потому что их родина там, где комфорт и деньги.
Можно было бы сказать, что все они подобны английским переселенцам, оставившим Старый Свет, чтобы обрести родину в Новом. Но эти пионеры несли с собой в Америку образ Нового Мира, родившийся на прежней родине. И в этом смысле они несли с собой свою родину как комплекс воспринятых и выработанных ценностей, представлений, образов, рожденных в их прежней жизни. Потому что, конечно, родина - не территория, а образы родного и близкого.
Но современная Россия не имеет таких выращенных и являющихся для нее родными образов нового мира. И от всего чувства родины остаются лишь детские воспоминания, по которым можно ностальгировать, но ради которых непонятно, что можно и нужно делать.
Родина же не существует без готовности людей ей служить и чем-то ей жертвовать. В сегодняшней России можно найти тех, кто готов приносить жертвы своей родине во имя ее прошлого, то есть родине, оставшейся в прошлом.
И, когда Путин с коллегами пели "С чего начинается Родина?", то есть песню о прошлой, советской родине, они пели ее и потому, что другой родины у граждан России нет.

Автор - профессор РГГУ.
Газета.ру

viperson.ru

Док. 630696
Перв. публик.: 28.09.10
Последн. ред.: 21.07.11
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович
  • Джигарханян Армен Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``