В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Работа в детских изданиях - это в каком-то смысле роскошь` Назад
`Работа в детских изданиях - это в каком-то смысле роскошь`
Наталия Дубинина, генеральный директор Издательско-продюсерского центра "Клёпа", вице-президент по детским и молодежным изданиям ГИПП.

Клёпа и Компания (создатели бренда) расположились на Петровке. На стенах - огромные панно-аппликации с изображением Клёпы - солнечной девочки с волшебной косичкой. Панно, поделки, игрушки - все это подарки от поклонников главного персонажа центра "Клепа". В кабинете у директора Центра Наталии Дубининой клёп-посуда, клёп-поделки и огромное количество интересных и почти волшебных изображений Клёпы, присланных читателями и поклонниками (правда, подчас мало напоминающие девочку с панно). А главное - в офисе компании царит какой-то добрый дух: отсюда не хочется уходить. Хочется листать журналы с хорошими картинками и содержательным текстом на качественной бумаге, которые находятся на вечном хранении в фонде вечного хранения РГДБ (Российская государственная детская библиотека), и верить в то, что бизнес может включать в себя элементы филантропии.

- Наталия Юрьевна, с чего все начиналось?
- Начиналось все с поиска ценностей, на которых надо было растить детей новой России. "Клёпа" - это первый детский журнал, рожденный в "новой" России. И самое трудное в этом медиапроекте было найти опору - героя, который не отрицая прошлого, помогал бы выставлять маяки для ориентира в сегодня и завтра. Нужен был персонаж, которого полюбят и которому будут доверять дети. Нужен был свежий символ - символ Общения, проводник знаний и новых идей, помогающий ребенку открывать взрослый мир, сохраняя при этом и свой - детский, полный счастья и радости. Наверное, потому что ставились именно такие задачи, мы не стали просто детским журналом. Сначала появился альманах, потом два журнала, одновременно осуществлялись другие программы...
Для меня было очевидным, что героем России 21 века должен стать ЧЕЛОВЕК! Небрежное отношение к человеку, на мой взгляд, во многом предопределило крушение социалистического строя в СССР и его последующий распад. Люди перестали уважать себя, друг друга, свои слишком "общие" идеалы... Ну, а поскольку в программе "Клёпа" мы обращаемся к детям, - значит этот герой - ребенок. А почему бы не девочка, ведь Россия - женского рода! Вспомнилась легенда о дочери Солнца - Клеопатре. Так родилась Клёпа.

- Насколько выгодно сегодня издание детской прессы?
- Не очень выгодно. Во-первых, очень трудно, потому что на рынке прессы по-прежнему нет порядка, нет логики, нет даже правил игры. Мы их нащупываем в рамках профессиональных организаций типа ГИПП, СИРПП, АРПП... К сожалению, и эти организации не могут между собой договориться, так что партнерства между издателями и распространителями пока не просматривается. Конечно же, "малыши" это ощущают особенно болезненно. Во-вторых, мы очень ограничены в ценовой политике, так как наш потребитель (а покупают детскую периодику, главным образом, заботливые бабушки) с небольшим достатком. Любые колебания цен на рынке, например перевод "у. е" с доллара на евро в расчетах с типографиями, повышение почтовых тарифов, транспортных расходов... - прежде всего наносят удар по детской прессе. Скольких коллег (то есть детских периодических изданий) мы потеряли за эти 14 лет! Реклама, являющаяся хорошей страховкой, а во многих СМИ - непосредственно основой бизнеса - в детской прессе практически отсутствует. А если и присутствует, то раздражает родитей. И я с ними в этом солидарна: современный малыш и так задавлен рекламой.
Детский журнал обязан быть красочным и качественным. К нашему удовлетворению, наряду с бабушками, появляются и требовательные мамы и папы, которые обращают внимание и на внешний вид, и на содержание. Качественный интеллектуальный продукт по определению дорогой. Мало того, что этот бизнес очень трудный, он еще и очень ответственный.

- Получается, что родители диктуют темы... Или нет? Как вы выбираете темы? Проводите опросы, придумываете сами или все же ваши читатели подбрасывают идеи?
- Наш издательский проект сразу был ориентирован на контакт с детьми. Мы, конечно, запросили мнения писателей, преподавателей, психологов... Все советы полезны, но решили апробировать свои замыслы непосредственно на детях: ЧТО ребенок воспринимает, КАК ему об этом сказать. К примеру, как рассказать о родной стране? Изменился строй. Бабушки и дедушки были октябрятами, пионерами, и вдруг все изменилось - ребенок сегодня не всегда знает в какой стране жили его родственники. Почему появился новый флаг, новый герб, новый гимн. Ясные ответы на эти "большие" вопросы очень нужны маленьким детям. Важными помощниками в этих "тестах" были библиотеки: их пожелания и предложения - как барометр отражают эволюции читающей России. Опять же, это важно для бизнеса в долгосрочной перспективе, с рейтингом продаж это мало связано! Конечно, мы практиковали и практикуем опросы целевых аудиторий. Но они "узкоэффективны": собирая ответы в Москве и в каком-нибудь селе, мы как будто делаем это в двух разных странах. Прекрасно оправдывает себя добрая старая практика работы с читательскими письмами. Письма - наш бесценный источник идей! Кроме того, за 15 лет у нас сложился свой клиентский список - около 10 тысяч адресов преданных Клёпаманов! И это не просто адреса. Мы знаем, что по такому-то адресу живет Миша Иванов, знаем, сколько ему лет, чем он увлекается, а он, в свою очередь, знает Клёпу, является ее поклонником. Это направление мы развиваем, хотя это адский труд и большие затраты - как финансовые, так и человеческие - одни только марки...

- И все-таки, если Вы говорите, что это малорентабельный бизнес, за счет чего живет журнал?
- У нас ведь не один журнал. Один детский журнал сегодня жить не может. У нас их два - "Клёпа", "Клеп-клуб" и книжная продукция. Но даже это само по себе может жить с трудом. Если вы обратите внимание на качество бумаги - в котором мы никогда не шли на компромисс - качество печати или даже на тот факт, что мы находимся на дорогостоящей улице Петровке, - то вы поймете, что все это дорого. Кроме того я считаю, что мы обязаны платить корректную зарплату нашим сотрудникам и авторам. Нельзя создавать доброе, когда ты голоден, зол или считаешь себя обиженным. Работа в детских изданиях - это своего рода "роскошь". Либо ты можешь себе это позволить, либо тебе должны нормально платить.
Мы пользуемся государственной поддержкой, за что очень благодарны МПТР, но эта система требует серьезного усовершенствования. Не вижу смысла поддержки нежизнеспособных изданий. Государство должно сформулировать свои нравственные критерии и поддерживать средства их пропаганды. Дети и молодежь - легкая мишень и удобный материал для различного рода политических и идеологических манипуляций. Сейчас об этом очень много говорят во Франции. Увы, post factum!
Ну, а возвращаясь, к вопросу "как жить?" - мы пытаемся разнообразить свою деятельность, создавая различные продукты с нашими героями - от медийных до продовольственных.

- Мороженое?
- И мороженое. Сначала оно было выпущено без нашего ведома в Кемерововской области. Узнали мы об этом от одного оскорбленного "клёпамана", который прислал нам этикетку с возмущением: "написано "Клёпа", но Клёпа на себя не похожа, хотя мороженое вкусное". Мы нашли в Новокузнецке производителя этого мороженого, предложили сотрудничество на базе типового лицензионного договора, а также бесплатную рекламу и product placement в мультфильмах... Но у него вместо расчета сработала жадность: предпочел судиться. Проиграл, конечно, и лишился бренда, под который заказал упаковку... А вот в Белгородской области производитель оказался мудрее: мороженое "Клёпа" здесь едят с удовольствием... Кроме того в Белгороде вырос огромный Клёп-клуб - просто "заклёпанная область".

- И Вы от этого получаете дивиденды...
- Разумеется, и надеюсь, что в будущем закономерное сотрудничество производителей с владельцами отечественных брендов СМИ будет только расширяться! Это же так естественно, такое здравое усовершенствование рекламных возможностей и маркетинга! Почему бы не представить себе маленький холдинг "Клёпа", объединяющий толковых товаропроизводителей! (улыбается). Это правильно, так должно быть. 15 лет - солидный срок для бренда. Наши издания покупают своим детям мамы, которые читали "Клёпу" в своем недалеком детстве.
Дивидендам мы, естественно, очень рады. Но вот незадача: у меня репутация слишком требовательного партнера. А как же иначе: ведь в основу бизнеса была положена МЕЧТА. Вот, например, выпустили пробную партию кукол "Клёпа" (не хочу называть производителя) и остановили программу. Клёпа ведь волшебная, у нее волшебные ботинки (они должны сниматься) и волшебный карман (в нем должен быть сюрприз). Это не удалось. Так что не каждому производителю мы готовы уступить своих персонажей.

- Наталия Юрьевна, Ваш центр называется Издательско-продюсерский. Что входит в продюсерскую часть?
- Прежде всего выпуск детской литературы и периодики, а также производство просветительских и образовательных анимационных фильмов. В рамках этой программы у нас много заказов, и нам, вероятно, придется расширяться, чтобы их удовлетворить. Во-вторых, продюсирование музыкальных продуктов, вот вам, кстати, в подарок диск с "клёпиными" песенками. Кроме этого, мы организуем центры творческого досуга и культурно-просветительские акции, фестивали, праздники. Причем, стараемся делать их на нетрадиционных площадках, к примеру "Праздник в кругу друзей" проходил в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
2006 год у нас юбилейный - постараемся отметить интересно, весело, необычно!
Впрочем, мы занимаемся также и документальным кино. Сейчас заканчиваем цикл документальных фильмов "Свадьба". В нем проводится параллель между свадьбами различных эпох, сравниваются обычаи разных народов России. "Свадьба" - позитивное понятие - союз двух сердец, двух личностей, двух судеб. В цикле 4 фильма. Надеюсь, что телезрителям, уставшим от скандалов и криминала, они понравятся. Ведь, согласитесь, что хочется время от времени видеть на экране ужесточившегося телевизора и своих счастливых сограждан!

- Печатная продукция, пластинки, фильмы... Интернет?
- Конечно, интернет. Мы к этому делу относимся с большим энтузиазмом. В настоящее время ведем два Интернет проекта. Это порталы www.Citizen-k.ru и www.Klepa.ru . Первый ориентирован на детей от 3 до 12 лет и их родителей. Второй на подростков от 12 до 16 лет. Денег они пока не приносит, но "обогащают" единомышленниками, партнерами, расширяют нашу читательскую аудиторию. Маленькое клуб-сообщество. С точки зрения посещаемости, на клёп-форуме постоянно "пасутся" свыше 900 человек.

- Как относятся к "Клёпе" Ваши партнеры - типографии, распространители... Все-таки детское издание: делают какие-то скидки, или бизнес есть бизнес?
- Бизнес есть бизнес. Я считаю, что это справедливо. Поддержка, как я уже говорила, должна идти от государства. Не обязательно только финансовая, а прежде всего - правовая. Бизнес бизнесу рознь. Издавать и продавать детские журналы, делать познавательные телевизионные программы и праздники - это бизнес, но с высокой нравственной ответственностью. Нельзя все булочные заменить на казино, как нельзя всю периодику превратить в рекламные буклеты. От бизнеса можно требовать социальной ответственности, если ее де-юре и де-факто признает государство. В каких пределах либерализм способствует прогрессу - большой нерешенный в сегодняшнем мире вопрос. Я пришла в сферу детских СМИ не потому, что хотела заработать много денег, а потому что этот бизнес мне показался интересным вызовом. Именно здесь нарушается закон о параллелях, которые никогда не сходятся. Благополучное предпринимательство в этой сфере включает в себя элементы филантропии.
Поблажек нет. Типографии в нас заинтересованы как в любой периодическом заказе, но гораздо меньше, чем в многотиражном каталоге супермаркета... В конце года не прорвешься: печатают открытки и календари. Распространители еще суровее, они будут выкручивать нам руки, обязывая тем или иным способом оплачивать "выкладку" на прилавок. Пока нет закона, обязывающего принимать на реализацию все СМИ Такие законы дейтвует во многих странах, зреет он уже несколько лет и в наших кулуарах власти... Еще один нюанс - основной способ распространения детского журнала, конечно, подписка. Ребенок должен заглядывать в почтовый ящик, ждать любимое издание, а не бегать по ларькам. Зная все проблемы с перевозками, подписными агентствами, мы сегодня активно работаем над развитием редакционной подписки.

- Но, может, имеет смысл объединиться с другими крупными компаниями, чтобы не таким сложным было существование детского издания?
- Конечно было бы хорошо, чтобы детское издание входило в какой-то большой издательский холдинг. К нам дважды приходили с подобным предложением, и в обоих случаях я просила гарантии, что наш продукт будет жить определённое время в этом же качестве... Мне отвечали, что все решит рынок, тем самым ставя наш проект под угрозу ликвидации. Я так не хочу. Нам не очень просто, но зато мы самостоятельные.

- Какие отношения у Вас складываются с конкурентами?
- Я их называю всегда коллегами, в России ведь детских изданий очень мало. Все, кто делает детские издания, - большие молодцы! За нами подглядывают, копируют... Это я говорю без обвинений или претензий. Скорее с гордостью! Я вхожу в правление ГИПП, отвечаю за детские издания и с большим уважением отношусь к своим коллегам. Несколько детских изданий остались из прошлой жизни - "Мурзилка", "Веселые картинки". Я на них выросла. Разве я могу сказать про них что-то плохое? Конечно, время диктует новые вопросы и задачи; кто их не уловил - "вылетает". Тот факт, что у "Клёпы" сегодня, согласно экспертной оценке специалистов РГДБ, не меньший рейтинг, чем у этих дуайенов, - заряжает нас оптимизмом и мотивирует к развитию новых проектов! Секрет этого достижения довольно прост: мы уважаем своего читателя и состоим с ним в непрерывном диалоге. А отечественная ниша детской периодики далеко еще не занята. Я надеюсь, что в ближайшее время появятся новые замечательные детские издания.

Светлана Кравцова
MediaAtlas. ru
Медиа-атлас (http://www.media-atlas.ru/items/index.php?id=411)

Док. 630758
Перв. публик.: 29.11.05
Последн. ред.: 29.09.10
Число обращений: 0

  • Дубинина Наталия Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``