В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прибавить газу Назад
Прибавить газу
Биотопливо, водород, солнечная энергия или электричество... Поиск альтернативных видов моторного топлива идет уже несколько десятилетий. Особые старания проявляют страны, желающие сократить зависимость от импорта энергоресурсов и улучшить экологию. Однако, полагают многие эксперты, при всем богатстве разработок наиболее технически подготовленным видом топлива является все же природный газ - компримированный, сжиженный, пропан-бутановые смеси.

Использование компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива - единственная реальная альтернатива традиционным дизелю или бензину на ближайшие 20-30 лет, заявил на III Донском нефтегазовом конгрессе замначальника управления по газификации и использованию газа ОАО "Газпром" Евгений ПРОНИН. По его словам, таких темпов роста, какие демонстрирует рынок КПГ, нет ни у одного вида моторного топлива. В мире насчитывается более 10 млн автомобилей, использующих КПГ, количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) приблизилось к 15 тыс., ежегодное потребление метана оценивается в 12-15 млрд кубометров.

Росту мирового рынка способствуют организационные, технические и финансовые меры стимулирования, которые распространяются на водителей, изготовителей газобаллонных транспортных средств, производителей газозаправочного и газоиспользующего оборудования. В отдельных странах предусмотрены государственные субсидии при строительстве новых АГНКС, приобретении метановых автомобилей. Не являются исключением и принудительные меры. Например, разрешение на строительство АЗС власти некоторых городов выдают только в том случае, если на станции будет продаваться какое-либо альтернативное моторное топливо, как вариант - природный газ. В государственных организациях ряда стран установлены обязательные квоты на приобретение метановых автомобилей для общественного транспорта, коммунально-бытовых и прочих социальных услуг.

Вот один из новых законопроектов, внесенных в конгресс США в начале апреля. По словам президента Американской газомоторной ассоциации NGVAmerica, которые приводит Национальная газомоторная ассоциация России (НГА), документ предусматривает продление срока действия льгот на альтернативное топливо до 2027 г. Предполагается, что при покупке газобаллонного автомобиля, работающего только на газовом топливе, покупателю будут компенсированы 80% дополнительных затрат, а покупателю двухтопливного (газобензинового или газодизельного) автомобиля - 50%. Льгота по налогу на имущество при строительстве АГНКС вырастет с$50 тыс. до$100 тыс. На создание газобаллонных автомобилей и газовых двигателей предоставляются гранты, а изготовителям этой техники - налоговые льготы. Не позднее 31 декабря 2014 г. не менее половины автомобилей, закупаемых за федеральный счет, должны быть способны использовать в качестве моторного топлива компримированный или сжиженный природный газ.

Рынок использования КПГ в России тоже развивается, но похвастать аналогичными темпами роста, как за рубежом, вряд ли может. По данным "Газпрома", в прошлом году парк метановых авто превысил 100 тыс. единиц, работает 226 АГНКС, через которые реализуется до 321 млн кубометров газа (+ 4% к предыдущему году). Центры наибольшего потребления КПГ расположены на Юге России, Урале и Западной Сибири. Как подсчитали эксперты НГА, особым спросом метан пользуется у автомобилистов Ставропольского края, в 2008 г. здесь было продано более 33 млн кубометров КПГ - это 10% общероссийского рынка. По словам губернатора Ставрополья Валерия ГАЕВСКОГО, власти региона готовы тиражировать свой опыт, а также развивать газозаправочную сеть и наращивать парк соответствующей техники. Сейчас краевой минпром совместно с газовиками разрабатывают программу "Использование в Ставропольском крае сжатого природного газа в качестве моторного топлива на 2010-2012 годы".

Показатели продаж КПГ в Краснодарском крае и Ростовской области в 1,5-2 раза меньше - 23,2 млн и 16,1 млн кубометров соответственно. Заместитель министра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области Игорь БИРЮКОВ признает, что сейчас на Дону газомоторное топливо используется в "мизерном" количестве. Однако он не исключает, что принятие областного закона "Об энергосбережении", который подготовило министерство, может переломить ситуацию.
"Главные проблемы российского рынка КПГ - нехватка АГНКС, катастрофический дефицит газобаллонного транспорта заводского производства, недостаточная информированность руководителей предприятий о преимуществах использования метана, отсутствие эффективных мер государственного стимулирования рынка, - перечисляет Евгений Пронин. - До сих пор тормозится принятие закона об использовании альтернативных видов моторного топлива. Предлогов масса".

Док. 631372
Перв. публик.: 27.03.09
Последн. ред.: 18.10.10
Число обращений: 0

  • Гаврина Анна Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``