В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сын знаменитой дрессировщицы Михаил БОЛДУМАН: Я отказываюсь от наследства Дуровых Назад
Сын знаменитой дрессировщицы Михаил БОЛДУМАН: Я отказываюсь от наследства Дуровых
27 ноября скончалась народная артистка СССР, знаменитая дрессировщица Наталья Дурова. В последнее время она тяжело болела: летом на сквозняках подхватила воспаление легких, потом неудачно упала и сильно ушибла ногу. Из больниц и санаториев Дурова не выходила в течение месяцев, но врачи обнадеживали родственников, что вот-вот все наладится. И вдруг резкое ухудшение и внезапная смерть. Незадолго до своей кончины Наталья Юрьевна составила завещание, по которому, несмотря на сложные отношения с сыном, своим наследником назвала именно его - Михаила Болдумана.

- По завещанию мне причитается четырехкомнатная квартира на Тверской, которую много лет назад получил мой отец народный артист СССР Михаил Болдуман, - рассказал нам сын Натальи Дуровой. - Возможно, еще дача в Переделкине, которой владела мать. Правда, не знаю, что с этой дачей сейчас происходит. Последний раз там проводил лето в 1983 году.

- Еще говорят, у Дуровой были фамильные драгоценности: гарнитур из голубых бриллиантов, знаменитое хлебниковское серебро, старинные камеи и топазы, бронзовые фигурки и севрский фарфор. Мне рассказывали, что теперь уже в вашей квартире даже на окнах висят какие-то редкие фарфоровые карнизы. Не квартира, а музей. Ваша мать любила посещать антикварные магазины. В последние годы она начала украшать и дом, и рабочий кабинет иконами...

- В той квартире, о которой вы спрашиваете, - только две жилые комнаты, остальное - склад из подарков и разных памятных для матери вещей. Я не собираюсь прибирать к рукам то, что принадлежит Дуровым. Я не претендую на наследство этой семьи - ценности, которые собирала моя мать, и "семейный бизнес" меня не интересуют. Я же Болдуман, а не Дуров. Отец в моем воспитании сыграл гораздо большую роль, чем мать. Да и с квартирой лично у меня связаны не самые приятные воспоминания. Но ее получал мой отец...

- Вы до сих пор не женаты, живете, как я знаю, в 20-метровой квартирке, переделанной из дворницкой. Может, теперь обзаведетесь семьей?

- Я ценю свой холостяцкий образ жизни, тем более что большую часть времени провожу в разъездах, работаю переводчиком и сопровождающим гидом в одной туристической фирме. Я помню по своему детству, что такое, когда родители в отлучке. Маму я называл "междугородней артисткой". Все мое детство она была на гастролях с цирком, и потом уже, когда я стал подростком, наладить контакт с ней так и не удалось. Я рос в легендарной семье, в окружении знаменитых родственников, при этом мое детство было окрашено в унылый, серый цвет. Дети из простых семей ездили на море с родителями или в пионерлагеря. Я же впервые увидел море в 16 лет, когда студентом поехал на практику на Север. Для мамы главным была работа, у нее всегда на меня не хватало времени.

Не хотел быть вундеркиндом

- Меня отдали в школу на два года раньше времени. Когда я закончил биофак, мама стала рассказывать, что я доктор наук, видный ученый, хотя наукой я никогда не занимался. Но у нее были свои представления о престиже, которым моя биография не соответствовала. Мать была с детства отравлена наркотиком славы. В 4 года ее вывели на арену. Естественно, увидев глазастое чудо с бантиками, зрители ей аплодировали. Эти аплодисменты въелись в кожу, и она без них не могла жить. И сын, по ее представлению, тоже должен был стать элементом славы. Поэтому она придумывала обо мне легенды, что еще больше нас отдаляло.

- У вас в семье была какая-то скандальная история?

- В юности я попал в хулиганскую компанию, играл в карты. Меня как лоха развели и потребовали деньги. Я не стал делиться проблемами с матерью, решил выкрутиться самостоятельно. Несколько книг, представлявших ценность, вынес из дома в букинистический магазин. Мать заметила пропажу, устроила истерику, написала на меня заявление в милицию. Я сбежал из дома, три дня ночевал на Ярославском вокале. С того момента между нами окончательно пролегла полоса отчуждения.

- Говорят, Наталья Дурова любила животных чуть ли не больше, чем людей. У нее был шимпанзе, к которому она относилась нежно, как к ребенку...

- Его звали Яков Натальевич. Кстати, всех зверей в театре в шутку называли по отчеству Натальевичи. Она действительно их очень любила и никогда не допускала жестокости по отношению к ним. Тем не менее я принципиальный противник дрессировки. Люди вполне могут обойтись без этого зрелища. Легендарный метод дедушки Дурова, который считается чуть ли не самым гуманным, все равно основывается на недокармливании животных...

- Именно поэтому вы не захотели продолжать семейную династию?

- Повторяю: я не принадлежу к династии Дуровых. Я Михаил Болдуман. Семейное дело Дуровых, надеюсь, продолжит мамин младший брат Юрий. По-моему, очень достойный и порядочный человек.

Кто руководит театром?

О том, как распределились роли в театре "Уголок дедушки Дурова" после смерти его генерального директора и художественного руководителя, нам рассказал Юрий Дуров (брат Натальи Юрьевны по отцу). Сейчас он исполняет обязанности художественного руководителя театра.

Полтора года назад Наталья Юрьевна пригласила его и Сарвата Бегбуди (знаменитого дрессировщика и своего сводного брата. - Авт.) на разговор. "Ребята, вам надо подтягиваться к театру, это наше семейное дело", - высказала пожелание Дурова. Разговор шел в узком кругу, но потом Дурова вроде бы написала письмо Юрию Лужкову, где своим преемником назвала брата Юрия. В результате вся семья оказалась вовлечена в театр. Юрий стал режиссером программ и замом Натальи Юрьевны, его жена Вера - главным администратором, дочка Наталья, еще студентка, - помощником режиссера. Сарват Бегбуди - замом по художественной части. Его супруга Светлана - балетмейстером и дрессировщицей. Планов у Натальи Юрьевны было громадье, а физические возможности, увы, не те, что прежде. Она мечтала построить рядом с театром так называемый храм детства (вроде современного Дворца пионеров), маленькую часовенку, пони-клуб и кружок молодого дрессировщика. Даже запланировала гостиницу для талантливых артистов из провинции. Ее идеи поддерживало московское правительство.

Слониху Машку отправили в Ереван - на свадьбу

- И наконец последний вопрос: кому достанутся звери, которых дрессировала Наталья Дурова? Известно, что великая дрессировщица никому не разрешала работать со своими животными.

- Любимицей у нее была слониха Машка, - рассказал нам Юрий Дуров. - Когда Наталья Юрьевна стала редко выходить на сцену, ее слониха осталась без работы. Животные доверяют одним рукам, да и методы дрессировки у всех разные. Тогда мы решили передать Машку в Ереванский зоопарк. Там тоже есть взрослый слон, мы хотим их поженить. И если у этой пары родится слоненок, нам его вернут. На днях Машка улетела в Ереван. Другой любимец Дуровой - морской лев Лео - очень скучал, когда Дурова перестала приходить в театр. До этого его кормила только она. Лео к ней привык и сразу заметил, что хозяйка пропала. Но, поскольку рядом с ним живет его подружка, потерю перенес не так тяжело. Сейчас со львом придется много заниматься, он обленился, а животные в театре должны работать.

БОЛДУМАН

Анастасия ПЛЕШАКОВА - 06.12.2007
http://kp.ru/print/article/24014.3/86492

Док. 631508
Перв. публик.: 06.12.07
Последн. ред.: 21.10.10
Число обращений: 0

  • Дурова Наталия Юрьевна
  • Болдуман Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``