В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шепилов: Роль молодежи в политике невозможно переоценить Назад
Александр Шепилов: Роль молодежи в политике невозможно переоценить

Александр Шепилов: Роль молодежи в политике невозможно переоценить

[Александр Шепилов: Роль молодежи в политике невозможно переоценить]

Выступление замначальника ЦШ МГЕР Александра Шепилова на круглом столе `Политические молодежные организации: их роль и влияние на развитие политической системы в России`:

- Роль молодежных организаций в развитии политической системы невозможно переоценить. По факту именно молодежь, участники, активисты, лидеры молодежных организаций росли и сейчас живут, не зная политической системы, которая существовала во времена Советского Союза. Только молодые люди способны с чистого листа воспринимать демократические нормы, ценности, процедуры, правила современного российского общества без оглядки на прошлое, способны их осваивать и эффективно развивать. Поэтому чем активнее мы вовлекаем молодежь в деятельность политических организаций, тем прочнее будет базис для будущего развития нашей политической системы, ее стабильности, устойчивости и в то же время гибкости. Это такой общий посыл. Теперь перейдём к конкретике.

Очень часто молодежным организациям, в том числе политическим молодежным организациям, предъявляют претензии по поводу того, что молодежная политика - это игра в песочнице. Есть большое количество молодых людей, которые `тусуются` в этой песочнице, у них есть какие-то статусы, какие-то удостоверения, но по факту к реальным изменениям действительности, изменениям жизни людей вокруг это не приводит.

Отчасти такие упреки справедливы, но есть механизмы преодоления этой проблемы. Это, например, выдвижение в муниципальные депутаты. Сейчас законодательство Российской Федерации позволяет молодым людям выдвигаться в депутаты по достижении восемнадцатилетнего возраста. Это уже не песочница. Это работа с проблемами конкретных людей, конкретных избирателей на местах в непосредственном контакте. И это огромный опыт, который невозможно переоценить. Люди, которые пройдут эту школу, на мой взгляд, такого управленческого образования, таких компетенций не получат ни в одном учебном заведении.

Теперь давайте посмотрим на современные молодежные организации. Возьмем выборный цикл осени 2010 года. `Молодая Гвардия Единой России` выставила на праймериз порядка 2500 человек по всей стране. Я бы с большим интересом узнал от коллег из молодежных организаций других политических партий, сколько они собираются выставить на выборы всех уровней. Но они скромно молчат. Понятно, что на региональные выборы молодежь выставляется от всех партий. Стать региональным депутатом очень почетно. Но почему-то, как правило, никто не бежит на места, никто не бежит на муниципальный уровень.

Давайте посмотрим на сами политические партии. По статистике весеннего выборного цикла `Единая Россия` выставила своих кандидатов примерно на 97-98% разыгрываемых мандатов. Все оппозиционные политические партии, если я правильно помню, не выставили и на 50% в совокупности. КПРФ выставила на 30% или меньше. Соответственно остальные партии и того ниже. У меня возникает вопрос. Это примерно 40-50 тысяч мандатов за каждый выборный цикл. Это могли бы быть ваши молодые активисты, которых вы бы выставили, которые прошли бы весь путь от момента выдвижения до возможной победы на выборах. Шансы выиграть на местах не так уж малы. Дальше они получили бы огромный политический и управленческий опыт. Вот реальная возможность уйти от песочницы, уйти от претензий на какие-то бюджетные места, на какие-то бюджетные финансовые ресурсы и проявить себя. Но почему-то пока этой возможносьтю мало кто пользуется.

Мне кажется, что начинать нужно именно с местного уровня. В `Молодой Гвардии` есть негласное правило. Мы не поддерживаем молодых кандидатов в их выдвижении на региональный, а тем более федеральный уровень представительной власти в том случае, если они не получили опыта работы на муниципальном уровне. Это принципиальное условие. Оно позволяет отсечь популистов, которым просто интересно получить корочку и сесть в мягкое кресло, позволяет ориентироваться на людей, которые, прежде всего, заинтересованы в работе с избирателями и в решении их проблем. Плюс это такой естественный отбор профессиональных, компетентных управленцев.

Теперь хотел бы коротко отреагировать на некоторые заявленные до этого тезисы. По поводу финансовой поддержки молодежных организаций. Я почти пять лет работал заместителем начальника управления по делам молодежи Новосибирской области. Могу сказать, что из общего годового бюджета управления, составляющего порядка 100 миллионов рублей, Новосибирское региональное отделение `Молодой Гвардии` получало где-то 200-300 тысяч. Вот вам конкретный пример. Я думаю, что если мы сравним бюджет московской `Молодой Гвардии` и московского департамента молодежной политики, то мы увидим, что это абсолютно несопоставимые цифры. Естественно, сравнение не в пользу `Молодой Гвардии`.

Существует развитая система грантовых конкурсов. Есть федеральные гранты, Общественной палаты и разных других организаций. Очень развиты сейчас региональные грантовые конкурсы, конкурсы муниципальных грантов. Мне кажется то, что какие-то организации не могут получить эти средства - это, в значительной степени, ответственность этих молодежных организаций. У нас с региональными отделениями "Молодой Гвардии" есть такая проблема. Мы говорим: `Выдвигайтесь на гранты, активно участвуйте в конкурсах, получайте бюджетное финансирование!` Но менее 50% региональных отделений `Молодой Гвардии` получают на грантовой основе какое-то финансирование из региональных бюджетов. Это довольно большой объем работы и очень часто региональным отделениям проще работать с волонтерами. Им проще не обслуживать какие-то движения финансовых средств по своему счету, а организовывать волонтеров и фактически без реальных денег проводить мероприятия. Это я говорю о `Молодой Гвардии`. Знаю, что у других организаций распространён такой же подход.

И последнее, что касается государственной идеологии по работе с молодежью. Мы знаем, что у нас по Конституции государство не имеет никакой идеологии и не может иметь. Дать молодым людям возможность проявить себя и реализовать себя - основная задача государства. Реализовать потенциал молодых в их собственных интересах и в интересах России. Эти две позиции неотделимы друг от друга. Это первый момент. Если молодой человек находится в сложной жизненной ситуации, задача государства поддержать его, создать условия для защиты его прав и интересов. Вот те принципы, на которых сейчас государственная молодежная политика реализуется, и мне кажется, что они оправданы. Остальное - это уже вопрос разнообразия.

Не может быть никакой вертикально интегрированной молодежной политики в XXI веке. Должно существовать максимальное разнообразие, должна существовать конкуренция между огромным количеством молодежных организаций, между огромным количеством талантливых перспективных лидеров.Только так мы сумеем осуществить модернизацию, о которой говорит президент. Коллеги говорили о том, что их представителей не допускают до каких-то государственных программ. Неужели у вас были проблемы с попаданием на форум `Селигер`? 50 тысяч человек прошли через этот форум в прошлом году. У регионов были сложности с тем, чтобы сформировать делегации на этот форум. Там квота несколько сотен человек от региона. Не так-то просто найти такое количество молодых активистов, которые захотят на неделю уехать, жить в палатках, самостоятельно готовить на костре, обеспечивать свой быт и при этом достаточно напряженно учиться. Они лучше на пляже дома полежат. Я не думаю, что здесь есть какие-то проблемы. Было бы желание. Коллеги, на этом завершаю.

Среда, 30 Июня, 2010

http://www.molgvardia.ru/node/18891



Док. 631664
Перв. публик.: 30.06.10
Последн. ред.: 28.10.10
Число обращений: 0

  • Шепилов Александр Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``