В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Бахмутов: В Пензенской области есть свои `Мекка, Медина и Аль-Кудс` Назад
Александр Бахмутов: В Пензенской области есть свои `Мекка, Медина и Аль-Кудс`

Александр Бахмутов: В Пензенской области есть свои `Мекка, Медина и Аль-Кудс`Фрагменты исламских мечетей в золотордынском городе Мохши.

Страсти по поводу строительства мечетей в Москве докатились до регионов. Многие исламские интернет - порталы разместили обращение российских мусульман к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой оказать содействие в строительстве мечети в московском районе "Текстильщики" и других районах столицы. Авторы обращения напоминают, что "мусульмане Москвы на сегодняшний день де-факто имеют всего 4 мечети, которых явно недостаточно.

И действительно, тысячи людей вынуждены совершать коллективные богослужения на асфальте под открытым небом, что мешает движению транспорта, а еще больше самим москвичам, которым особенно запомнился недавний праздничный намаз в Московской соборной мечети, собравший свыше пятидесяти тысяч правоверных.

Между тем в регионах картина с мечетями намного лучше, чем в первопрестольной. В Пензе одна действующая мечеть, но к 350-летию города планируется построить архитектурный комплекс новой соборной мечети. Только пальму первенства по вводу культовых мусульманских учреждений в регионе держит самое большое в мире село с компактным проживанием татар - Средняя Елюзань Городищенского района, которое еще называют Северной Меккой. Сегодня там проживает около 16 тысяч жителей, имеется 8 мечетей и одно медресе.

Если же совершить экскурс в далекое прошлое, то на территории губернии есть населенные пункты, которые по количеству построенных мечетей затмевали современную Москву и Среднюю Елюзань. Очень богатую историю, достойную внимания участников завершившейся в Москве 2-й международной конференции "Мир ислама: история, общество, культура", имеет татарско-мишарское село Усть-Уза в Шемышейском районе. Оно многократно опустошалось отрядами кубанских кочевников, подвергалось расселению при самодержавии, раскулачиванию в годы советской власти.

Существует версия, что предки прототюрков - булгары и буртасы, проживали здесь еще в домонгольскую эпоху. Местные мусульмане сумели не только сберечь свою малую Родину, но и сохранить религию ислама, донести до потомков культуру древних предков. Историческая память усть-узинцев существует в древних летописях, легендах и семейных преданиях. С памятниками материальной культуры намного сложнее.

В пензенском регионе более ста древних булгарских поселений эпохи раннего средневековья. В те времена население сурского края было полиэтничным. Бок о бок с булгарами жила мордва, и небольшая примесь славян. В Усть-Узе, рядом с ранними могильники прото-мокши, датируемыми первым веком нашей эры, соседствует золотоордынское селище 13-го столетия, где пензенские археологи обнаружили две монеты эпохи Менгу - Тимура - племянник хана Берке (третий сын от старшего сына Чингисхана - Джучи) и керамику Золотой Орды. Западнее села, на побережье Сурского водохранилища, расположено старинное мусульманское кладбище, захоронения на котором местные краеведы датируют 17-18 веками. Однако лидеры Единого духовного управления мусульман по Пензенской области считают, что имеющиеся там надгробия с арабской вязью намного древнее.

Как полагают пензенские археологи, кладбище не представляет для археологической науки никакого интереса.

В отличие от погребений языческой мордвы, где встречается много монет и украшений, мусульмане всегда хоронили по шариату: абсолютно обнаженного человека они заворачивали в саван (многометровые полосы ткани) и предавали земле. По этой причине погребального инвентаря на мусульманских погостах нет, но трогать погост ученые никому не советуют. Местное население очень ревностно относится к захоронениям своих предков и не позволяет никому тревожить их прах, - предупреждают они.

В то же время археологи готовы оказать мусульманам очень важную услугу по восстановлению истории Усть-Узы, поскольку на кладбище много надгробий ахунов, являвшихся родоночальниками села. Прорисовка текстов с древних надгробий, в первую очередь, представляет огромный интерес для историков, краеведов и лингвистов. Полученная в результате исследований информация может стать предметом новых сенсаций.

Одна из них, связанная с древнеордынским городом Мохши (современное село Наровчат в Пензенской области), уже является предметом бурного обсуждения в исламском мире. По итогам Всероссийской научной конференции "Средневековый город Мохши и Наручатская земля: итоги 95-летнего изучения" ученые признали, что с 1313 года там началась регулярная чеканка золотоордынских монет (дирхем), которые
предназначались для внутренних товарно-денежных отношений хорошо развитых в государстве.

В 1312-1342 годах улусом Джучи правил девятый хан из династии чингизидов - Узбек.

В 1312 году он провозгласил ислам государственной религией и жестоко подавил мятежи эмиров, не желавших принимать учение Аллаха. По версии саранского краеведа Ирека Биккинина, на время строительства новой столицы на Волге - Сарая-Берке (называемого, по нумизматическим данным, Сарай ал-Джедид), именно Мохши выполнял функции столицы, хотя документальных данных о том, что хан Узбек сидел именно там, нет. Известно то, что в домонгольскую эпоху город имел название Нуриджан, а хан Узбек переименовал его в Мохши аль-Махрус, что значит Мохши Богохранимый.

При хане Узбеке, а также в годы правления его сына Джанибека, Золотая Орда достигла наивысшего расцвета. Процветала торговля с государствами Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем и Западной Европой, активно велось строительство мечетей, медресе, мавзолеев, караван-сараев, а также водопроводов, бань с подогревом горячего пара, которых в столицах русских удельных княжеств тогда еще не было. Наличие фрагментов таких инженерных сооружений древнего Мохши свидетельствует о его высоком экономическом развитии в начале XIV века. Все это великолепие на территории Среднего Поволжья существовало 700 лет назад.

Viperson

Viperson

Док. 631739
Перв. публик.: 01.11.10
Последн. ред.: 06.02.12
Число обращений: 0

  • Бахмутов Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``