В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Газеев: Идеи могут быть обезврежены только идеями... (Оноре де Бальзак) Назад
Евгений Газеев: Идеи могут быть обезврежены только идеями... (Оноре де Бальзак)
Статья профессора Владимира Павловича Бранского: "Глобализация и формирование нового российского идеала" (VIPERSON 01. 11. 10 г.), скорее всего не относится к "прорывной" в современной мировоззренческой сфере, но, тем не менее, по сумме изложенных в ней научных факторов и гипотез, ее смело можно соотнести к довольно крупному философскому "калибру".

Но здесь, опять же, как посмотреть, и с позиций какой научной школы рассматривать "формирование нового российского идеала": с научных позиции одних (как у самого автора, а так же Д. Белла, М. Кастельса, Ф. Фукуямы С. Хантингтона и др.), вроде все и укладывается в логику и последовательность рассуждений, с мировоззренческих позиций других, сразу же, непроизвольно, возникают некоторые определенные сомнения.

Сам по себе отправной, понятийный (если так можно сказать), посыл статьи: "в советский период российской истории (1922 - 1991 гг.)... идеал (коммунизма) играл роль своеобразного "светского бога", с очень мстительным характером..." предполагает некоторые исторические неточности и, в связи с этим, уводит, все дальнейшие рассуждения, в некую абстрактную плоскость, которая начинает "вращаться" по своеобразному замкнутому кругу совершенно не находя своего выхода на просторы философской "вселенной".

Странно, почему за основу берется 1922-1991 г.г.

30 декабря 1922 года съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, провозгласил образование Союза Советских Социалистических Республик, а провозглашения Советской власти произошло на II съезде Советов: 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 года.

Далее, почему автор все "советское" обрывает 1991 годом, когда Конституция РФ была принята 12.12. 1993 года?

И то, это только, как считают некоторые современные мыслители, в том числе и увлеченные вопросами "глобализации", всего лишь "de jure" и не более того, а "de facto", элементы и советского строя и коммунистической идеологии и много чего еще другого, живут и здравствуют, по сей день.

История советского периода и связанной с ней коммунистической идеологии, это очень сложная формация и состоящая далеко не из единого целого.

Ну, какой же такой "мстительный характер" советско-коммунистической идеологии был заложен в основу реализации политики НЭПа, сближения и взаимоподдержки политического руководства страны и руководства религиозных конфессий, во время Великой Отечественной войны, а "хрущевская оттепель" и знаменитые творческие тусовки в Политтехе, а активное участие СССР, времен Л.И. Брежнева, в международном "Хельсинском процессе", о периоде Горбачева, вместе со всеми его негативными последствиями, вообще говорить нечего.

Да если бы была коммунистическая "мстительность", то никогда бы не получили столь широкого мирового признания и уважения советские культура и искусство, спорт, наука и многие другие сферы находящиеся, как раз, в прямой взаимосвязи и крепко увязанные с той самой, "накладывающей запрет на существование других ценностных ориентиров" (В.Б.) коммунистической идеологией.

К тому же, при осмыслении данного вопроса, совершенно нельзя сбрасывать со счетов исторические обстоятельства того, что коммунистическая идеология, в ее реальном воплощении, в XX веке, была совершенно неоднообразной и разительно отличалась между, допустим, СССР, КНР, Польшей, Германией, Румынией, Югославией, Кубой, Вьетнамом и т.д.

А если мы уйдем в историю национально-освободительного движения XX века, основанного на той же коммунистической идеологии, то и там обнаружим примерно такую же, если не более, сложную философскую палитру, что любая теория "постутилитарного общества", по сравнению с ней, просто начинает меркнуть, как луна, перед восходом солнца.

Т.е. исторически мы, на сегодня, объективно оказались на пороге некоего нового явления, притом, не то что бы совершенно, но далеко не до конца, и, не глубоко изучив и поняв всю сопутствующую и предшествующую современности (в том числе и связанную с коммунистической идеологией) "субстанцию".

Безусловно, профессор Бранский, очень интересно и глубоко сопоставляет подходы в осмыслении глобальных процессов, в которые сегодня втянуты и все мировое человечество и Россия, в основном между философией Френсиса Фукуямы и Самюэля Хантингтона, однако он, сугубо, по мнению автора, ошибается (хотя и опираясь на ссылки) в том, что процесс "глобализации", начался в 70-х годах XX века, скорее всего он начался пораньше, лет, эдак, на пятьдесят, с "хвостиком"...

Е. Газеев

Viperson

Док. 631740
Перв. публик.: 02.11.10
Последн. ред.: 08.11.10
Число обращений: 0

  • Брежнев Леонид Ильич
  • Газеев Евгений Иванович
  • Горбачев Михаил Сергеевич
  • Бранский Владимир Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``