В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Бондарев: `Тишайший Батурин против князя Меньшикова` Назад
Виктор Бондарев: `Тишайший Батурин против князя Меньшикова`
Юрий Батурин выделяется из всех представителей власти своим имиджем. Он - воплощение абсолютной корректности. Можно даже сказать, что Батурин провокационно, до наглости интеллигентен - все кругом "крутые", а он, видите ли, такой выдержанный, доброжелательный, бесконфликтный, умный, вежливый! Интеллигентнейший интеллигент во власти - по-своему это вызов общественному мнению! Всей свой манерой поведения Батурин словно пытается доказать, что умный и воспитанный человек вполне может заниматься политикой и решать глобальные проблемы. И, что интересно, с таким имиджем он в большой политике уже 4 года и вполне преуспевает: помощник президента, секретарь Совета обороны. Ни разу он не попал в какой-нибудь политический конфликт, имя его не полощут коммунисты и жириновцы. Пожалуй, только генеральный прокурор Скуратов может считаться конкурентом Батурина по степени политкорректности.
 

Фото: Дмитрий Соколов, 1996.


Своими карьерными достижениями Батурин обязан, конечно, и везению - в наше бурное время случай играет огромную роль. Кстати, забавная подробность: день рождения у Юрия Михайловича 12 июня, в день избрания первого российского президента и принятия Декларации о независимости. Может, это знак судьбы? Но везение везением, а так просто все равно ничего не происходит. Два обстоятельства, видимо, сыграли особую роль в карьере Юрия Батурина.

Первое: судя по составу помощников, Ельцин питает слабость к интеллигентным людям. Президент, вероятно, понимает. Что и по своей биографии, и по уровню образования он "страшно далек" от известной прослойки и помощники должны компенсировать этот его недостаок. Сатаров, Краснов, Лившиц, Рюриков - люди, безусловно, интеллигентные, не рвущиеся к власти, а удовлетворенные возможностью использовать свой интеллект с высоким индивидуальным и общественным кпд. Такими они предстают. Во всяком случае, перед публикой. И Батурин - один из них. Правда, Лившиц все-таки пошел в министры, но всем понятно, что это акт либо вынужденный, либо жертвенный, а вовсе не амбициозный. Прочие же помощники уже давно поняли, что они должны "проявляться" только пом ере острой необходимости, на собственную роль в политике не претендовать, в общем - не высовываться. Кесарю - кесарево, слесарю - слесарево, а интеллектуалу - интеллектуалово: давать советы вождям, облагораживать облик власти и принимаемых ею решений.

Вторая составляющая успеха - интеллектуальные достоинства и воля. О целеустремленности Батурина говорит перечень его образований и наличие степени доктора наук. Помощник президента закончил Физтех, потом получил еще сначала юридическое, а потом и журналистское образование. Сам факт наличия стольких образований меня лично не умиляет. Как правило, если человеку не хватает одного высшего образования, последующие не помогают - погоня за знаниями зачастую превращается в самоцель и до настоящей отдачи дело не доходит. Юрий Михайлович представляет собой редкое исключение из этого правила. А получение стольких "корочек" - безусловное свидетельство колоссальной целеустремленности, внутренней дисциплины и упорства!

Батурин закончил лучший в стране, а может, и в мире, технический вуз - такой подготовки, какую дает Физтех, не дают нигде, даже в МГУ. Впрочем, по специальности он все-таки поработал (в знаменитом НПО "Энергия"), и ясно, что личный опыт оборонщика, военная специальность - скорее всего, ракетчика - ему сейчас очень кстати. Почему Батурин не захотел оставаться в "физиках" и служить отечественной космонавтике? Его профессиональная карьера пришлась на период, когда космонавтика уже находилась в кризисе и перспективы были неочевидными. Вот Батурин и подался в юристы. Специализировался на правовых вопросах деятельности СМИ, а чтобы его признали профессионалы, получил и журналистское образование. Быстренько защитил диссертацию, совмещая все это с активной общественной и политической деятельностью. Все успел.

Ученая степень, а также репутация известного демократа - Юрий Михайлович прославился еще на закате перестройки как один из авторов закона о печати - помогли ему попасть в 1993 году на пост помощника президента по правовым вопросам. Такие карьеры несколько лет назад были не редкостью - завлабы шли вверх стремительно. Однако некоторое время спустя происходит неожиданное - недавно испеченный правовед вдруг становится помощником президента по национальной безопасности. С чего бы это? Очевидно, что президент в целом был доволен своим помощником и нередко поручал ему вопросы, выходившие за рамки чисто правовых. А с другой стороны, можно предположить следующее: умный Батурин вовремя понял, что с его узкой юридической квалификацией и отсутствием настоящего опыта правовой деятельности ему лучше заняться чем-то другим. Ну а в военных вопросах, так же, как и в футболе, у нас все мужчины специалисты, а что такое национальная безопасность - и вовсе не очень понятно. Каких только безопасностей у нас уже не выдумали - экономическая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность и т.д. Батурин вовремя подобрал себе замену - профессионального правоведа, осторожного и безамбициозного Краснова - и стал штатским генералом, который не только давал умные советы по поводу военной доктрины и военной реформы, но и стал контролировать присвоение высших воинских званий. А это уже реальный рычаг власти, возможность заставить считаться с собой и самых боевых генералов.

Какой вклад внес Батурин в укрепление национальной безопасности - вопрос сложный. Батурин - одна из самых закрытых фигур в российской политике, о своей деятельности он рассказывает мало. Утверждают. Что он предлагал достаточно радикальные меры, например, смену руководства Министерства обороны. Но началась война в Чечне, и стало не до реформ. Показательно, что помощник президента своего поста не оставил, следовательно, поддерживал курс исполнительной власти. Провал в Чечне ударил и по нему - пост помощника по национальной безопасности перешел к Лебедю. Однако и тут президент отыграл хитро - появился Совет обороны, и Батурин стал в нем секретарем. Лебедь попытался "наехать" на конкурента - чем это все закончилось известно. Интеллигент оказался крепким орешком.

Появление рядом с Советом безопасности Совета обороны вызвало подозрение, что это очередная политическая интрига. Сейчас, однако, ясно, что и Рыбкину, и Батурину выделены свои "делянки". Батурин отвечает, прежде всего, за военную реформу. В последние месяцы СМИ отмечают явную борьбу за концепцию реформы между секретарем Совета обороны иновым министром обороны Родионовым. Сегодня очевидно, что дело не только в состоянии обороноспособности страны. Достаточно взглянуть на бюджет, где 104 трлн выделено на нужды обороны, и это при общих доходах 434 трлн. Экономика разваливается, а более пятой части всех поступлений в казну идет на совершенно непроизводительные цели. Откуда взяться инвестициям и средствам на культуру? Внеэкономический фактор становится определяющим для судьбы страны - никакой монетаризм не поможет, если страна не сможет изменить направления расходования национальных ресурсов. И проведение армейской реформы сегодня - задача первоочередная.

Фото: Андрей Баскаков, 1997
 

В чем суть разногласий Батурина и Родионова? Вряд ли они носят военно-стратегический характер. Батурин слишком умен, чтобы выступать в качестве военного эксперта, предлагать собственную военную доктрину и собственный план построения всей системы обороны страны. Штатскому помощнику спорить с Генштабом и со всей военной элитой по деталям военного строительства - занятие неблагодарное. Речь может идти преимущественно об источниках финансирования в армии и об их оптимальном использовании. Батурин предлагает вооруженным силам заняться поисками внутренних резервов, поскольку большей нагрузки бюджет не выдержит, а Родионов доказывает, что таковые исчерпаны, и армия находится в катастрофическом состоянии. Кроме того, министр сделал несколько резких заявлений о наших потенциальных врагах и будущих угрозах, чем вызвал резкую критику в СМИ.

Если взять за точку отсчета состояние экономики, армии и геополитическую ситуацию (а сегодня у нас явных врагов нет), то позиция Батурина выглядит более рациональной. Российская армия обладает колоссальными ресурсами. Здания, сооружения, огромные площади земли, запасы техники, различного рода льготы и привилегии, высокий профессиональный и интеллектуальный потенциал офицерского корпуса, накопленные запасы материального имущества плюс дармовая рабочая сила призывников - потенциал огромный. Очевидно, что он используется малоэффективно. Трудно даже понять, куда деваются и весьма немалые бюджетные средства, если при перерасходе военных расходов на 7 трлн на денежное довольствие не хватило 3 млрд.

Минфин и депутаты жалуются на то, что военный бюджет закрыт и потому плохо поддается контролю, а армейское начальство расходует средства неэффективно. Наверное, подобные обвинения правомерны. Но в целом кризисная ситуация имеет более глубокие корни. Дело не только в том, что России остались от СССР явно неподъемные вооруженные силы: четыре флота, ракетные войска, колоссальная военная авиация и т.д. и т.п. Проблема еще и в том, что армия - это остров социализма в нынешнем море нашего дикого капитализма. Здесь все, как прежде, распределяет госчиновник и, следовательно, неизбежна коррупция. За последние годы мы неоднократно убеждались в том, что любые средства, идущие через бюрократические структуры, в конечном итоге оседают в коммерческих структурах. Из истории хорошо известно и то, что именно на поставках в армию делались огромные состояния, именно здесь происходили огромные хищения - достаточно вспомнить прославившегося своим воровством князя Меньшикова. На армию выделяются огромные средства, и около них неизбежно формируется целая паразитическая среда, растаскивающая все, что можно. Вот и получается, что деньги-то вроде бы и есть, а расходовать их по назначению чрезвычайно трудно.

При тоталитарной системе воровали не так уж много, поскольку существовали жесткие формы контроля и наказания. В развитых демократических странах есть свои социальные механизмы контроля средств. В наших же условиях глубокого, всестороннего кризиса любые бюджетные деньги разворуют, в том числе и те, что выделяются на вооруженные силы. Чаще всего в СМИ генералов ругают за то, что те строят дачи и наживаются иными способами. Но подобная ситуация сегодня везде, не только в армии. К тому же прапорщики воруют еще больше, чем высший командный состав, поскольку именно в их ведении находится армейское имущество. Россия не может содержать большую армию прежде всего потому, что в условиях "первоначального накопления" тащат все, и как бороться с этим, непонятно. Единственное эффективное с экономической точки зрения средство - армию распустить или сократить до минимума, а имущество ее пустить с молотка. Но это невозможно. А раз так, то Батурину надо искать методы борьбы с нынешними меньшиковыми. Только в случае, если он их найдет, армия сможет реформироваться "на собственной основе".
Виктор БОНДАРЕВ
Источник: "Куранты", 1997, N 8, 26 февраля - 4 марта 1997 г., с.6.



viperson.ru

Док. 631838
Перв. публик.: 10.03.97
Последн. ред.: 01.12.10
Число обращений: 0

  • Профиль

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``